Независимая газета
05.10.2007
  |  концепции
Владимир Пучнин

Ошибочная ставка

Ракетно-ядерный потенциал России в современных условиях не выполняет задачу стратегического сдерживания
Об авторе: Владимир Васильевич Пучнин - доктор военных наук, профессор.

С начала 1990-х годов и по настоящее время военно-политическое руководство РФ придерживается тезиса о том, что развязывание крупномасштабной военной агрессии против России, при наличии у нее стратегического ядерного оружия, маловероятно или попросту невозможно. Из числа наиболее вероятных конфликтов, к которым готовятся армия и флот страны, исключили глобальную ядерную война и крупномасштабную войну с использованием обычных вооружений.

ДВЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ

Но изложенное выше умозаключение справедливо только тогда, когда между государствами существует паритет не только в стратегических ядерных силах, но и в силах общего назначения, когда сдерживающие функции выполняют одновременно обе эти составляющие военного потенциала. Лишь в данном случае неограниченное применение противоборствующими сторонами ядерного оружия приводит к их взаимному уничтожению, а использование только обычного оружия становится бессмысленным, так как не дает ни одному из противников преимуществ и шансов на успех, приводит к войне на истощение.

Кроме того, нельзя забывать о морально-нравственном аспекте, связанным с политической волей и решимостью лидеров противоборствующих сторон пустить в ход ракетно-ядерное оружие. В период существования Советского Союза, когда в отношениях с Соединенными Штатами Америки существовали непримиримые экономические и идеологические противоречия, у хозяев Кремля и Белого дома не было сомнений в возможности и целесообразности применения оружия массового уничтожения, особенно в ответных действиях.

Сегодня экономическая и военно-политическая обстановка коренным образом изменилась. Во-первых, Россия стала страной с рыночной экономикой, исчезли былые непримиримые противоречия с Западом. Во-вторых, Вооруженные силы РФ претерпели значительные изменения. На протяжении длительного времени главное внимание уделялось СЯС и на них тратилась значительная часть скудного оборонного бюджета, группировки же общего назначения пришли в удручающее состояние и перестали выполнять сдерживающие функции.

В настоящее время США и НАТО достигли подавляющего превосходства над Россией в силах общего назначения (на различных стратегических направления в 8–12 раз), что позволяет им одержать победу над РФ в обычной войне, не прибегая к ядерному оружию. А парадокс ситуации в том, что в этих условиях Москва не сможет воспользоваться своим ядерным потенциалом.

НЕ БУДЕТ ПРИМЕНЕНО НИКОГДА

Данный вывод основывается на следующих обстоятельствах.

Первое – угроза ответного и неотвратимого ядерного удара, результатом которого будет полное уничтожение народнохозяйственного и военного комплекса страны. В соответствии с доктриной ядерных операций США ядерному воздействию подлежат более 2000 критически важных объектов на территории России.

Второе – огромные невосполнимые потери людских ресурсов, прежде всего – среди мирных граждан. Только первичный урон населения РФ в ответных ударах по территории России может составить 20–50 млн. человек.

Третье – необратимые экологические последствия как для Российской Федерации, так и для всего земного шара: реальная угроза глобальной катастрофы и угроза «ядерной зимы».

Четвертое – крупнейшие российские фирмы, в том числе с преобладающим участием государственного капитала («Газпром», «Лукойл», РАО ЕЭС и др.), имеют значительные инвестиционные вклады в западных государствах; недвижимость в США, Англии, Италии, Франции на многие миллиарды долларов.

И, наконец, пятое – морально-психологический фактор. Взять на себя ответственность за гибель десятков миллионов ни в чем не повинных людей, угроза стать военным преступником за решение первыми применить стратегическое ядерное оружие.

Таким образом, имеющийся у Российской Федерации мощный и дееспособный потенциал ядерных сил перестал выполнять задачу стратегического сдерживания и роль гаранта предотвращения крупномасштабной агрессии с применением обычных вооружений.

ПРИОРИТЕТ – ОБЫЧНЫМ ВООРУЖЕНИЯМ

Ведь объективная реальность такова: США и НАТО имеют многократное превосходство над Россией в обычных вооруженных силах и обладают сопоставимой ядерной мощью. Это девальвирует стратегический потенциал РФ, создают реальную угрозу военной безопасности Российского государства. Сегодня с полным основанием можно заявить, что период военно-стратегической стабильности между Россией и Западом закончился.

В этих условиях Москве как минимум с позиции силы можно диктовать свою волю. Как максимум – может возникнуть соблазн начать против России неядерную агрессию. А поскольку нам известно, на что способна имперская политика США (примеры – Югославия и Ирак), подобные перспективы должны чрезвычайно тревожить руководителей РФ и подвигнуть их на принятие срочных действенных мер.

Что делать в данных конкретных условиях? Путь один – как можно быстрее ликвидировать отставание от Запада в обычных вооружениях.

К сожалению, принятая Государственная программа вооружений на 2007–2015 годы эту задачу не решает. Запланированные мизерные объемы поставок армии и флоту образцов обычных ВВТ не отвечают современным вызовам (даже не восполняют естественную убыль стареющей военной техники). С нынешними темпами закупок – по батальону танков, эскадрилье боевых самолетов и одному кораблю в год – переоснащение Вооруженных сил РФ затянется на многие десятилетия.

Одной из основных причин подобного плачевного положения является не только низкое финансирование, но и неправильное распределение финансовых средств внутри оборонного бюджета, когда большая часть денег уходит на содержание и развитие ядерных сил страны. Через все наши доктринальные документы проходит сквозная идея приоритета ядерного оружия в деле военного строительства и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Но, на мой взгляд, должен быть разумный баланс между составом и состоянием стратегических сил и сил общего назначения. Они естественно дополняют друг друга, только вместе разубеждают любого потенциального агрессора от применения силы, и только вместе обеспечивают надежное и гарантированное глобальное и региональное сдерживание.

Между тем главные усилия американцев направлены на повышение боевых возможностей обычных вооружений. Судите сами. В рамках концепции Forward from the sea, принятой еще в 1990-х годах, Вашингтон продолжает массовое оснащение своих вооруженных сил крылатыми ракетами морского и воздушного базирования. За последние три года в состав только ВМС США были приняты четыре переоборудованных атомных подводных крейсера типа «Огайо» со 154 КРМБ большой дальности «Томагавк» на борту у каждого, четыре атомные подводные лодки типа «Вирджиния» и восемь эскадренных миноносцев типа «Орли Берк», основным ударным оружием которых также являются «Томагавками». Общее количество пусковых установок таких ракет только на морских носителях уже доведено до шести тысяч, а к 2010 году достигнет более семи тысяч единиц.

Все это уже сейчас позволяет США в обычной войне поразить все стратегически важные цели на территории Российской Федерации. Опасность несет сама возможность такого удара.

Исходя из реалий складывающейся для нас неблагоприятной военно-стратегической обстановки, предлагается за счет увеличения оборонного финансирования и высвобождаемых средств от частичного и постепенного уменьшения арсенала стратегического ракетно-ядерного оружия (на мой взгляд, можно безболезненно иметь в составе ядерной группировки 1000–1200 боевых блоков) резко увеличить ежегодные поставки обычных вооружений и военной техники. При этом основные усилия направить на оснащение морских сил общего назначения и Военно-воздушных сил РФ крылатыми ракетами большой дальности с обычными боеприпасами, способными поражать цели на удаленных территориях, в том числе в Северной Америке. Массовое появление таких ракет на вооружении наших ВМФ и ВВС создаст условия неотвратимости возмездия и остудит горячие головы некоторых пентагоновских генералов и вашингтонских политиков.

Санкт-Петербург

материалы: Независимое военное обозрение© 1999-2006
Опубликовано в Независимом военном обозрении от 05.10.2007
Оригинал: http://nvo.ng.ru/concepts/2007-10-05/5_stavka.html