№1 (167)   10 - 16 января 2007 года
АРМИЯ
ДАТА

ГЛАВНЫЙ КОСМИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР

СЕРГЕЙ КОРОЛЕВ БЫЛ ТАКЖЕ ОСНОВОПОЛОЖНИКОМ СТРАТЕГИЧЕСКИХ РАКЕТНЫХ КОМПЛЕКСОВ МОРСКОГО БАЗИРОВАНИЯ

12 января исполняется 100 лет со дня рождения Сергея Павловича Королева. Обычно его имя связывают с достижениями в космонавтике, с первым спутником Земли, с первым запуском на околоземную орбиту космического аппарата с человеком на борту, но диапазон его влияния на развитие ракетно-космической техники значительно масштабнее.
Началом отечественного ракетостроения следует считать 13 мая 1946 г., когда вышло постановление Совета министров СССР "По вопросам реактивного вооружения", подписанное И.В. Сталиным. Этим постановлением был создан Специальный комитет по реактивной технике при Совмине под председательством Г.М. Маленкова. Заместителем председателя был назначен Д.Ф. Устинов - министр вооружения СССР, который и принял на себя практическое руководство вновь создаваемой отраслью ракетостроения. Этим постановлением были решены многие финансовые и организационные вопросы, развернуты работы в трех головных министерствах, а также на смежных производствах еще пяти министерств.

16 мая 1946 г. в составе Министерства вооружения на базе артиллерийского завода №88 в г. Калининграде (ныне город Королев) Московской области был создан Государственный союзный головной научно-исследовательский институт №88 (НИИ-88). Главным конструктором создаваемых в этом институте баллистических ракет Д.Ф. Устинов назначил С.П. Королева, человека беспартийного, недавно вернувшегося из шестилетнего заключения. Под его руководством в НИИ-88, а позднее в ОКБ-1, которое было выделено из НИИ-88 в самостоятельную организацию, были созданы:

- жидкостные баллистические, в том числе межконтинентальные, ракеты наземного (открытого и шахтного) базирования на экологически чистых компонентах топлива (Р-7, Р-9);

- твердотопливные межконтинентальные баллистические ракеты наземного шахтного базирования (РТ-2);

- ракеты-носители (типа "Союз", на базе Р-7);

- космические аппараты;

- оперативно-тактические ракеты на высококипящих компонентах топлива, в том числе подвижного базирования (Р-11, Р-11М);

- жидкостная баллистическая ракета морского базирования на высококипящих компонентах топлива (Р-11ФМ).

Создав новое ракетное или ракетно-космическое направление, С.П. Королев передавал его в другие организации, для руководства которыми направлялись его коллеги и ученики. Он, как добросовестный сеятель, разбрасывал по всей стране семена новых направлений, взращивал и оберегал их. Так возникли головные организации по различным ракетным направлениям в регионах СССР. На Украине - ракетные комплексы с баллистическими ракетами наземного базирования и космические аппараты. Это особое конструкторское бюро №586 (ОКБ-586) в г. Днепропетровске (главный конструктор - М.К. Янгель). В Поволжье - космические системы различного назначения: филиал №3 ОКБ-1, преобразованный впоследствии в Центральное специализированное конструкторское бюро (ЦСКБ) в г. Куйбышеве (главный конструктор - Д.И. Козлов). В Сибири - космические системы связи и навигации: восточный филиал №2 ОКБ-1, позднее реорганизованный в ОКБ-10 в г. Красноярске (главный конструктор - М.Ф. Решетнев). На Южном Урале - ракетные комплексы с баллистическими ракетами морского базирования: специальное конструкторское бюро №385 (СКБ-385) с опытным производством в г. Златоусте Челябинской области.


Сергей Королев
Фото из книги ''Тайны космической эры''
Каждое из этих направлений и роль Сергея Павловича в их становлении и развитии заслуживают отдельного изучения. Мы же ограничимся рассмотрением его роли в создании морской компоненты стратегического вооружения нашей страны. Основой для морской ракеты послужила разработанная в НИИ-88 оперативно-тактическая ракета Р-11 (главный конструктор - С.П. Королев, ведущий конструктор - В.П. Макеев), которая была принята на вооружение в 1955 г. с войсковым индексом 8А61. На ее базе была разработана ракета Р-11М, принятая на вооружение с ядерным зарядом в 1958 г. под индексом 8К11. Возможность длительного хранения в заправленном состоянии за счет использования азотной кислоты в качестве окислителя, керосина Т-1 в качестве основного горючего и ТГ-02 (смесь ксилидина и триэтиламина) в качестве пускового горючего, а также малые габариты ракеты позволяли использовать ее в подвижном варианте на различных транспортных средствах. Для нее был создан подвижный комплекс наземного оборудования, а затем - самоходный стартовый агрегат на базе тяжелого танка конструкции Ж.Я. Котина. Такое решение оказалось очень перспективным и получило широкое распространение в дальнейшем при разработке подвижных стратегических ракетных комплексов.

На базе Р-11 С.П. Королев разработал морскую ракету Р-11ФМ. В качестве основного был принят вариант пуска ракеты Р-11ФМ из надводного положения ПЛ, для чего необходимо было поднять полностью заправленную ракету из шахты и удерживать ее там до старта. Испытательные пуски ракеты Р-11ФМ проводились на полигоне Капустин Яр сначала с неподвижного стенда, имитирующего внешние обводы подводной лодки (три пуска в сентябре-октябре 1954 г.), затем с качающегося стенда, где имитировались бортовая качка и рыскание ПЛ по курсу с параметрами, имеющими место при шторме до 4 баллов (11 пусков в мае-июле 1955 г.). Пусковая установка С1.1372, обеспечивавшая сохранение ракеты Р-11ФМ в шахте ПЛ в походе, ее подъем перед стартом на верхний срез шахты, удержание при качке и старте, была разработана в отделе №7 ОКБ-1 (начальник отдела - А.П. Абрамов), в котором автору, тогда еще молодому специалисту, довелось работать в течение полугода в качестве прикомандированного сотрудника СКБ-385.

День 16 сентября 1955 г. вошел в историю как дата зарождения морских стратегических сил. В этот день был проведен первый успешный пуск баллистической ракеты Р-11ФМ с ПЛ проекта В-611 в Белом море (командир корабля - капитан 2-го ранга Ф.И. Козлов). Во время этого и последовавших в августе-октябре 1956 г. испытательных пусках на Северном флоте главный конструктор С.П. Королев находился на борту ПЛ. Документация на ракеты Р-11, Р-11М и Р11-ФМ, дальнейшая разработка и постановка на серийное производство были переданы в СКБ-385, куда 11 марта 1955 г. главным конструктором был назначен ученик Королева Виктор Петрович Макеев.

В СКБ-385 в 1957 г. был завершен выпуск рабочей документации на ракету Р-11ФМ и комплекс, согласованы вопросы ее размещения на подводных лодках проектов АВ-611 и 629, проведены летно-конструкторские испытания серийной ракеты с качающегося стенда (4 пуска). Председателем госкомиссии был Г.М. Табаков, техническим руководителем - В.П. Макеев. Затем проводились государственные летные испытания, 5 пусков с подводной лодки проекта АВ-611. Председатель госкомиссии - командующий Северным флотом вице-адмирал А.Е. Орел, технический руководитель - В.П. Макеев. Ракета Р-11ФМ была принята на вооружение ВМФ в 1959 г. В боевой состав ВМФ вошли пять дизельных подводных лодок проекта АВ-611 (главный конструктор - Н.Н. Исанин) с ракетами Р-11ФМ (дальность стрельбы - 150 км). Это была первая морская группировка системы стратегического вооружения.

С.П. Королев не оставлял без внимания первые шаги своего ученика Макеева и молодого уральского коллектива. Группа специалистов из Москвы и Калининграда была переведена на постоянную работу в СКБ-385, инженеры из Златоуста проходили стажировку в ОКБ-1. С.П. Королев дважды приезжал в Златоуст и внимательно анализировал ход работ.

Первой самостоятельной разработкой СКБ-385 был ракетный комплекс морского базирования Д-2 с ракетой Р-13 (дальность стрельбы - 600 км), предназначавшийся для вооружения дизельных ПЛ проекта 629 (главный конструктор - Н.Н. Исанин) и атомных подводных лодок проекта 658 (главный конструктор - С.Н. Ковалев). Разработка пусковой установки была поручена старейшей проектной организации из Ленинграда. Сергей Павлович приехал на рассмотрение эскизного проекта вместе со своим заместителем С.О. Охапкиным. Он дал негативную оценку проекту и сформулировал основные требования к системе ракета-установка-шахта ПЛ. В дальнейшем, поскольку эти требования не были восприняты разработчиком пусковой установки, СКБ-385 пришлось отказаться от услуг этой организации и принять разработку пусковых установок на себя. Комплексное проектирование всей системы одной организацией дало великолепный результат. Вес пусковой установки уменьшился в десять раз, и почти весь объем шахты стал использоваться в интересах повышения дальности стрельбы и забрасываемого веса ракеты. СКБ-385 раз и навсегда отказалось от применения специального пускового контейнера, который повсеместно используется в ракетных комплексах наземного базирования, справедливо полагая, что сама шахта ПЛ является лучшим пусковым контейнером и что установка в нее второго контейнера приведет только к уменьшению диаметра ракеты со всеми вытекающими последствиями. В комплексе Д-5 с ракетой Р-27 кольцевой зазор между ракетой и шахтой удалось уменьшить до 100 мм.

СКБ-385, получившее в 1966 г. открытое название Конструкторское бюро машиностроения (КБМ), возглавляемое главным (с 1974 г. - генеральным) конструктором В.П. Макеевым, разработало все последующие ракетные комплексы морского базирования с баллистическими ракетами, находившиеся и находящиеся в настоящее время на вооружении ВМФ. Восемь ракетных комплексов, образовавших морскую компоненту стратегического вооружения СССР (России). Боевая эффективность ракет с ядерными боезарядами определяется прежде всего мощностью боезарядов и точностью стрельбы. Но эти параметры не поддаются международному контролю, поэтому в качестве контролируемого используется забрасываемый вес, по которому специалисты, зная уровень ядерных и иных технологий в данной стране, могут достаточно достоверно судить о мощности боезаряда. Забрасываемый вес - это важнейший параметр, характеризующий уровень боевой эффективности одной ракеты или группы ракет.

Забрасываемый вес ракеты - это максимальный вес, выводимый маршевыми ступенями ракеты на расчетную траекторию максимальной дальности стрельбы. Для ракет с моноблоком это вес самого моноблока и средств преодоления противоракетной обороны, если таковые предусмотрены.

Для ракет с разделяющейся головной частью (РГЧ) это суммарный вес последней ступени (ступени разведения), осуществляющей операции наведения боеголовок на индивидуальные цели и построения боевого порядка. Этот вес включает конструктивные элементы ступени, боеголовки, средства преодоления противоракетной обороны, двигатели, топливо, аппаратуру системы управления. Коэффициент энергетического совершенства ракеты - это отношение забрасываемого веса к стартовому весу ракеты.

Разработка в КБ машиностроения первой в мире межконтинентальной морской баллистической ракеты Р-29 (комплекс Д-9) была начата еще при жизни С.П. Королева. Эта ракета с моноблоком при стартовом весе 33,3 т имела забрасываемый вес 1,1 т. Коэффициент энергетического совершенства - 0,033 (3,3%), для того времени это был выдающийся результат. Комплекс Д-9 с ракетой Р-29 был принят на вооружение в 1974 г. Ракета размещалась на атомных ПЛ проектов 667Б (12 шахт) и 667БД (16 шахт). Всего за период с 1972 по 1977 г. было построено 18 АПЛ проекта 667Б и 4 АПЛ проекта 667БД. После этого к 12 шахтам никогда не возвращались, а на АПЛ проекта 941 было установлено 20 шахт.

Кооперацией разработчиков морских ракетных комплексов, возглавляемой В.П. Макеевым, были разработаны уникальные технические решения. Оснащение ракет гиростабилизированными платформами с системой астрокоррекции (по звездам) и использование космической навигационной системы "Глонасс" вывели морские ракеты с разделяющимися головными частями по тактико-техническим характеристикам на один уровень с ракетами наземного базирования.

Вершиной научно-технической мысли и конструкторского мастерства является созданная КБ машиностроения ракета Р-29РМ с РГЧ (4 боезаряда) комплекса Д-9РМ, установленная на ПЛ проекта 667БДРМ и принятая на вооружение в 1986 г. Эта ракета при стартовом весе 40,3 т имеет забрасываемый вес 2,8 т - такой же, как у американского "Трайдента-2", стартовый вес которого 59 т. Коэффициент энергетического совершенства "Трайдента-2" - 0,047 (4,7%), а Р-29РМ - 0,069 (6,9%). Такого высокого уровня энергетического совершенства, как у Р-29РМ, нет ни у одной межконтинентальной ракеты в мире. Всего было изготовлено несколько тысяч различных МБР, более 1200 серийных ракет отстреляно в учебно-боевых и контрольно-серийных пусках. Успешность пусков одноступенчатой ракеты Р-27 (Р-27У) составила 0,945; успешность пусков трехступенчатой ракеты Р-29РМ с РГЧ - 0,978. Проведенный в 1990 г. из подводного положения АПЛ проекта 667БДРМ успешный старт в одном залпе с высокой скорострельностью всего боекомплекта (16 ракет Р-29РМ) продемонстрировал всему миру высочайшую надежность и эффективность нашего морского ракетного оружия. Но увидеть это торжество конструкторской мысли не довелось не только Сергею Павловичу Королеву, умершему в 1966 г., но и его ученику Виктору Петровичу Макееву, ушедшему от нас в 1985 г.

После смерти дважды Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской премии и трех Государственных премий СССР, доктора технических наук, профессора, академика В.П. Макеева КБ машиностроения стало называться Государственный ракетный центр "Конструкторское бюро имени академика В.П. Макеева" (ГРЦ "КБ им. академика В.П. Макеева"). С 1985 до 1998 г. ГРЦ возглавлял доктор технических наук, профессор, академик РАРАН Игорь Иванович Величко, в настоящее время - доктор технических наук, профессор, член-корреспондент РАРАН Владимир Григорьевич Дегтярь. На их долю пришелся нелегкий период разрушения оборонной промышленности, когда строительство стратегических ракетных ПЛ прекратилось. Если не учитывать нескольких АПЛ проекта 667БДР с ракетой Р-29Р, находящихся на этапе завершения их эксплуатации, то в морской группировке остается только 6 АПЛ проекта 667БДРМ. Уральскими и сибирскими предприятиями во главе с головной организацией Государственным ракетным центром "КБ имени академика В.П. Макеева" на базе ракеты Р-29РМ разработана ракета "Синева", предназначенная для лодок проекта 667БДРМ. Летные испытания этой ракеты завершены в 2004 г., ведется серийное производство. "Синева" может оснащаться не только четырьмя боевыми блоками среднего класса, но и десятью боевыми блоками малого класса, что позволит адекватно ответить на военно-технические вызовы XXI в.

Эксплуатационные и боевые возможности ракеты "Синева" были блестяще продемонстрированы 9 сентября 2006 г., когда подводная лодка "Екатеринбург" выполнила стрельбу этой ракетой из высокоширотного района Арктики. Президент В.В. Путин высоко оценил это достижение российских ракетчиков и моряков.


Юрий ГРИГОРЬЕВ
доктор технических наук, профессор

 постоянный адрес статьи:   http://www.vpk-news.ru/article.asp?pr_sign=archive.2007.167.articles.army_02