|
|||
КОНЦЕПЦИИ | |||
ТЕМА |
ОТКУДА ИСХОДИТ УГРОЗА МИРУ АМЕРИКАНСКИЕ "КИЛЛЕРЫ" ПРОТИВ РОССИЙСКОЙ "БУЛАВЫ" Новая
космическая программа Соединенных Штатов, принятая в прошлом году, -
это попытка администрации Джорджа Буша найти адекватный ответ на
появление российских ракет типа "Тополь-М" и "Булава-30". Последующие
события это подтвердили. | |||||
8 февраля 1999 г. ВВС США приступили к программе изучения возможностей лазера космического базирования (Space Based Laser Integrated Flight Experiment) и его применения в противоракетной обороне. Программой предусматривалось размещение в космосе легкой платформы, оборудованной высокоточной оптикой и лазером высокой энергии и последующее проведение испытаний лазера по перехвату и уничтожению баллистических ракет, а также выполнению других задач. Контракт на проведение испытаний системы оценивался в сумму 2-3 млрд. долларов. Его получила группа крупнейших военных компаний США, включающая "Локхид Мартин корп.", "Боинг" и "Томпсон-Рамо-Вулдридж инк.". Весьма перспективным направлением считалось размещение в космосе систем управления огнем, способных определять исход битв на суше и на море. Ожидалось, что в течение первого десятилетия ХХI века в мире будет в среднем запускаться два новых спутника в неделю, некоторые из них могли бы быть использованы во время конфликтов. В США весьма перспективными проектами считались программа противоспутникового оружия "Кинетический киллер" (Kinetic Kill) и эксперимент по перехвату астероидов "Клементина-2" (Clementine II). Как полагали, оба проекта были жизненно необходимы для сохранения Америкой контроля над воздушным и космическим пространством. Командование ВВС США предполагало к 2020 г. создать Космические силы быстрого реагирования на базе имеющихся возможностей использования космических кораблей многоразового использования для выведения на орбиту небольших одноразовых легких спутников. В первую очередь, как предполагалось, это необходимо для обеспечения своевременного маневра космическими средствами и одновременно обеспечения возможности США участвовать одновременно в двух региональных конфликтах. Применять Космические силы быстрого реагирования планировалось следующим образом. Как только командир на земле посылает запрос на космическую поддержку, вышестоящее командование оценивает возможности по оказанию такой поддержки имеющимися средствами или дает указание на запуск "космического челнока" для выведения на орбиту одноразового легкого спутника. К 2020 г. в США прогнозировалось полномасштабное развертывание воздушно-космических сил, включающих эскадрилью трансатмосферных самолетов с ракетными двигателями. Их задачей должно было бы стать выведение в ближний космос объектов в любой точке над поверхностью Земли. Предполагалось оснащать эти самолеты оружием кинетической энергии, оружием большой взрывной мощности и оружием направленной энергии. Эти виды оружия должны были храниться в специальных контейнерах, которые в зависимости от поставленных задач подвешивались к трансатмосферным самолетам. Казалось бы, президентское распоряжение Presidential Decision Directive/NSC-49/NSTC-8 определяло серьезные перспективы развития космических систем вооружения. И вот 31 августа 2006 г. Джордж Буш одобрил новую космическую программу, которой суждено прийти на смену распоряжению президента Клинтона от 14 сентября 1996 г. Официальные представители США незамедлительно поспешили успокоить общественное мнение страны и за рубежом, выражающее озабоченность не только по поводу самого факта появления подобного десятистраничного документа, но и той риторикой администрации, которая сопровождает планы космической обороны. Так, заместитель госсекретаря США по вопросам контроля над вооружениями и международной безопасности Роберт Джозеф отметил, что не существует никакой гонки вооружений в космосе. В то же время факт остается фактом: Соединенные Штаты - единственная страна в мире, выступившая против недавнего призыва ООН к переговорам по выводу вооружений из космоса.
Некоторые члены комитетов по военным делам обеих палат Конгресса полагают, что жесткая позиция администрации в дискуссиях относительно космической обороны может служить своего рода ступенькой для будущей бюджетной заявки, в особенности на финансирование начального этапа достаточно противоречивой программы создания ракетного перехватчика космического базирования, получившей название "экспериментальное ложе" (Test bed). Пентагон уже не раз намекал на то, что он намерен представить подобную заявку на 2008 год. Представитель Пентагона отреагировал на эти слухи замечанием, "что нетактично обсуждать бюджетную заявку, поскольку по ней решение еще не принято". Не секрет, что действительной причиной обеспокоенности в Вашингтоне являются сообщения о новых средствах ракетно-ядерного оружия, разработанных в России (а "Тополь-М" уже поставлен на боевое дежурство). Эти ракеты на активном участке полета преодолевают с достаточно высокой вероятностью создаваемую в США систему ПРО, в том числе с элементами космического базирования. Именно уникально короткий активный участок (момент старта) исключает возможность перехвата ракеты. Характерно, что еще в декабре 2002 г. Управление противоракетной обороны США - УПРО (Missile Defense Agency) обнародовало планы разработки экспериментальной платформы космического базирования как части программы "Перехватчик на кинетической энергии". В последующие месяцы управление заявило о намерении отложить саму идею создания систем космического базирования с тем, чтобы сконцентрироваться на платформах наземного и морского базирования для программы создания перехватчика на кинетической энергии (ПКЭ). Согласно недавно опубликованной "Оценке окружающей среды" УПРО намерено разработать экспериментальную платформу космического базирования уже к 2012 г., что позволит уверенно продемонстрировать реальные возможности ПКЭ по разрушению баллистических ракет именно на их начальной разгонной фазе. Данная "Оценка" содержит гораздо больше деталей плана управления по созданию космического "экспериментального ложа", чем содержалось в бюджетных материалах УПРО, направленных в Конгресс США в феврале 2006 г. В "Оценке" подчеркивается, что ПКЭ "является потенциально оборонительным видом оружия космического базирования для перехвата баллистических ракет на их разгонной (бустерной) фазе". Разгонная фаза продолжается от 3 до 12 минут. Согласно "Оценке" разработка оборонительного оружия космического базирования для среднего участка траектории и заключительной фазы полета ракеты также может быть включена в план. ПКЭ космического базирования предполагает использование находящегося в разработке экзоатмосферного корабля-киллера (ЭАКК). "Новый перехватчик будет обладать эффективностью, аналогичной ранним моделям перехватчиков, но эта эффективность будет достигнута за счет уменьшения массы перехватчика и увеличения скорости его перемещения", - утверждается в "Оценке". Данный перехватчик может использовать существующие или новые разгонные блоки; по мнению экспертов, для перехватчика, по-видимому, будет разработан новый ЭАКК. По сообщению УПРО, новый ЭАКК будет "адаптируемым" и сможет запускаться с космической платформы. Испытания оружия космического базирования будут содержать и отработку наземных сегментов, включающих компьютерные модели и моделирование технологий космического базирования. Испытания также будут включать многократные запуски для вывода на орбиту прототипных технологий. В бюджетных материалах на 2005 финансовый год, направленных УПРО в Конгресс США еще в начале 2005 г., отмечалось, что в зависимости от технологического прогресса, к 2011 либо 2012 г. "экспериментальная платформа космического базирования будет включать от трех до шести космических аппаратов на орбите". УПРО первоначально сфокусировала свои усилия на разработке жидкостной ступени, которая позволит кораблю-киллеру второго поколения (Generation-2 kill vehicle) осуществлять перехват баллистических ракет на реальных дальностях в открытом космосе. УПРО намерено в 2008 г. принять решение о целесообразности строительства и запуска спутников для серии экспериментальных перехватчиков космического базирования, при этом первые испытания ожидаются в 2010-2011 гг. Оборонный бюджет предусматривает выделение 10,6 млн. долларов на начальный этап разработки перехватчика космического базирования типа "экспериментального ложа". В дополнение к перехватчикам УПРО планирует проводить работы и в рамках других программ: - передовые разработки, оценки и системы (Advanced Concepts, Evaluations and Systems - ACES). УПРО расходует 256 млн. долларов на секретные разработки и технологии ПРО, которые могут содержать программы космического базирования. Несмотря на то что УПРО закрыло свою программу разработки "лазера космического базирования" (SBL), а также отменило испытания этой системы, намеченные на 2012 г., работы, связанные с лазером, могут быть продолжены в качестве секретной программы по данной статье расходов; - технология ПРО (Ballistic Missile Defense Technology - BMDT). Этот элемент программы является несекретным аналогом программы ACES. На BMDT выделено 85,4 млн. долларов, а также неназванная сумма выделена на программу Multiple (ранее Miniature) Kill Vehicle (MKV) - корабль-киллер множественных целей. Как известно, еще в 2003 г. УПРО присвоило программе перехватчиков ПРО категорию наивысшей приоритетности. Соответственно этой значимости увеличивается и денежное обеспечение проекта. Финансирование проектов Пентагоном возрастет с 118 млн. долларов в 2004 ф.г. до 2,449 млрд. долларов в 2009 ф.г., переместив тем самым программу создания перехватчиков ПРО в разряд крупнейших элементов программы УПРО. Элемент программы перехватчиков ПРО разделен на отдельные фазы, или "блоки" по годам. Блок 2012 г. содержит два элемента перехватчиков космического базирования: - эксперимент в ближнем ИК-диапазоне (Near Field Infra Red Experiment - NFIRE) - усилия по созданию перехватчиков ПРО с минимизированным риском. УПРО получило 68,0 млн. долларов на "эксперименты и испытания" в блоке 2010 года; - перехватчик космического базирования "экспериментальное ложе". УПРО получило 10,5 млн. долларов в блоке 2012 г. на начальный этап разработки технологии и испытания компонентов передовых и легких перехватчиков космического базирования. В том случае, если космическое оружие пройдет полевые испытания, УПРО сможет включить запуски своих кораблей в программу запуска кораблей одноразового использования ВВС США (Air Force's Evolved Expendable Launch Vehicle). Но в обсуждении новой космической программы все больше звучат критические нотки. Как пишет в своем последнем отчете Государственная счетная палата, Министерство обороны США инициировало гораздо больше программ по вооружениям, чем оно может себе позволить. Это создает такую конкуренцию среди инвесторов, которая лишь поощряет низкостоимостные сметы, чересчур оптимистическое календарное планирование, нереально завышенные обещания и утаивание неблагоприятной информации. Тем не менее это не снижает оптимизма сторонников развертывания новых военных систем в космосе. Одним из них является президент неправительственного Института Дж. Маршалла Джефф Кьютер. Однако его беспокоят не российские ракеты. По его мнению, потенциальным противником США в космосе является Китай, именно в этой стране отмечается быстрое развитие соответствующих технологий. Осенью 2006 г. авторитетное издание "Дефенс ньюс" сообщило, что "китайцы добились успеха в фокусировании луча лазера наземного базирования на американском спутнике в процессе испытаний ПРО Китая". Институт надеется, что Пентагон направит в Конгресс заявку на финансирование проекта "экспериментального ложа" космического базирования в целях обеспечения на должном уровне национальной безопасности страны, но это не означает, что этот проект немедленно станет частью системы ПРО космического базирования. Если говорить в целом, то новая космическая политика Буша незначительно отличается от предыдущей космической политики Клинтона. В новой политике Буша предусматривается возможность выведения на орбиту Земли "неправительственных космических аппаратов, использующих бортовые источники атомной энергии", при этом в предыдущей программе было записано, что "космические ядерные реакторы не могут использоваться на орбите Земли без одобрения президентом или его уполномоченным". Наиболее существенное отличие от предыдущих программ заключается в том, что на ее разработку предусмотрено три года. Наиболее заметные изменения касаются раздела "радиочастотный спектр" и раздела "космический ядерный реактор", который, как уже было сказано выше, открывает двери частному сектору при раз-работке бортовых источников атомной энергии для спутников. Возможно, что речь идет о квази-частной организации IOSTAR, настойчиво выражающей намерения строить и запускать под государственные кредитные гарантии "космические буксиры" с использованием бортовых ядерных реакторов в качестве силового агрегата. "Буксир" будет обслуживать как геостационарные, так и низкоорбитальные спутники. Также в отличие от прошлых программ в программе Буша впервые раздел "национальная безопасность" идет впереди раздела "гражданский космос". Попытка администрации Буша найти адекватный ответ на появление ракет типа "Тополь-М" и "Булава-30" путем принятия новой космической программы свидетельствует о том, что гонка в космосе продолжается и выходит на новые рубежи. Российские ракетостроители не могут не учитывать возможностей технического прогресса в США и перспектив появления новых видов космического оружия. По-видимому, "нашим ответом Бушу" будут в обозримом будущем высокоточные и неуязвимые баллистические ракеты. Возможны и средства для "ослепления" как наземных центров управления полетами, так и самих космических "киллеров". Виктор ГАВРИЛОВ, Александр ЗАБЕЛИН | |||||
постоянный адрес статьи: http://www.vpk-news.ru/article.asp?pr_sign=archive.2007.201.articles.conception_02 |