Не случайно одной из ключевых целей испытания комплекса официально была объявлена именно проверка работы специальных средств преодоления ПРО, установленных на "Тополе".
Согласно заявлению помощника командующего Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) полковника Александра Вовка, пуск МБР РС-12М "Тополь" и проведенный экспресс-анализ его результатов "подтвердил высокий научно-технический и технологический потенциал России в области создания ракетной техники и способность гарантированно поражать точечные высокозащищенные объекты".
По словам представителя РВСН, накопленные за последние десятилетия знания и опыт в области ракетной техники показывают, что наиболее эффективными, экономичными и реализуемыми в короткие сроки ответными мерами на развертывание систем ПРО являются так называемые асимметричные - в частности, снижение заметности, распознаваемости и прогнозируемости траектории полета боевых блоков в комплексе с применением в составе боевого оснащения баллистических ракет специальных средств преодоления ПРО.
В период "холодной войны" появление "Тополя" на вооружении СССР стало большой неожиданностью для США и других стран НАТО. Тогда мобильный комплекс "Тополь" стал своего рода ответом на повышение точности американских межконтинентальных баллистических ракет. Однако его разработка и принятие на вооружение несколько затянулись. Конструкторам понадобилось более десяти лет для создания полномасштабной, действующей модели.
В основу комплекса был положен опыт Московского института теплотехники по созданию в 70-х годах мобильных грунтовых комплексов с ракетами РС-14 ("Темп-2С") и РСД-10 ("Пионер"), испытания и развертывание которых были запрещены международными договорами.
Началом разработки комплекса "Тополь" (РС-12М) можно считать 19 июля 1977 года. В этот день в Московском институте теплотехники под руководством главного конструктора Александра Надирадзе официально были начаты работы по созданию стратегического мобильного комплекса с трехступенчатой межконтинентальной баллистической ракетой пригодной для размещения на самоходном автомобильном шасси. После смерти Надирадзе в 1987 году, работа была продолжена под руководством Бориса Лагутина.
Непосредственная разработка ракеты для комплекса "Тополь" началась в 1980 году. РС-12М (РТ-2ПМ) стала своего рода модернизацией межконтинентальной баллистической ракеты РС-12 (РТ-2П) в соответствии с жесткими ограничениями Договора об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-2). Соблюдение требований данного документа привело к снижению на 10-20 процентов показателей энергомассового совершенства ракеты по сравнению с аналогичными показателями американских ракет Minuteman-II,-III (базируются в шахтах, в 1950-х годах рассматривался вариант создания мобильного железнодорожного комплекса Mobile Minuteman, но он не получил поддержки у администрации президента США Джона Кеннеди).
23 декабря 1983 года на полигоне Плесецк начались летно-конструкторские испытания. За все время их проведения неудачным был только один пуск.
После серии испытаний военно-политическим руководством СССР в декабре 1984 года было принято решение о начале серийного производства.
Новые комплексы должны были прийти на смену межконтинентальным баллистическим ракетам РТ-2П и УР-100, которые с 1984 года стали сниматься с дежурства. На месте их позиционных районов началось строительство сооружений стационарного базирования и оборудование маршрутов боевого патрулирования мобильных ракетных комплексов "Тополь".
Первый ракетный полк "Тополей" был развернут в городе Йошкар-Ола в 1985 году. На его основе накапливался опыт эксплуатации нового комплекса с целью внесения корректировок в конструкцию "Тополя".
1 декабря 1988 году новый ракетный комплекс был официально принят на вооружение РВСН СССР.
К середине 1991 года было развернуто уже 288 пусковых установок. К 1999 году их количество увеличилось до 360 единиц. Ракетные комплексы "Тополь" несли дежурство в десяти позиционных районах, в каждом из которых базировалось по четыре-пять полков с девятью автономными пусковыми установками и подвижным командным пунктом.
Основная часть комплексов располагалась на территории России. Девять полков (81 пусковая установка) были развернуты в ракетных дивизиях на территории Белоруссии - под городами Лида, Мозырь и Поставы. Их вывод в Россию начался 13 августа 1993 года и завершился 27 ноября 1996 года.
В 2000 году на вооружение РВСН поступили модернизированные ракетные комплексы "Тополь-М", которые в мобильном варианте разворачиваются в Тейковской ракетной дивизии, а в шахтном - в Татищевской. До конца текущего года количество мобильных пусковых установок планируется довести до 15 единиц, шахтных - до 50 единиц. В ближайшие годы ожидается поступление еще несколько десятков ракетных комплексов "Тополь-М" в обоих вариантах.
Комплекс представляет собой мобильную пусковую установку с ракетой РТ-2ПМ.
Первая ступень ракеты состоит из маршевого твердотопливного ракетного двигателя (РДТТ) и хвостового отсека. Масса полностью снаряженной ступени составляет 27,8 тонны. Ее длина равна 8,1 метра, а диаметр - 1,8 метра. Маршевый РДТТ имеет одно неподвижное центрально размещенное сопло. В хвостовой части ступени находятся аэродинамические рули и стабилизаторы.
Управление полетом ракеты на участке работы первой ступени осуществляется за счет поворотных газоструйных и аэродинамических рулей.
Вторая ступень конструктивно состоит из соединительного отсека конической формы и маршевого РДТТ. Диаметр корпуса составляет 1,55 метра.
Третья ступень включает соединительный и переходный отсеки конической формы и маршевый РДТТ. Диаметр корпуса - 1,34 метра.
Головная часть ракеты состоит из одного боевого блока и отсека с двигательной установкой и системой управления инерциального типа. Система управления, как и на других МБР третьего поколения и выше, имеет свою бортовую цифровую вычислительную машину (БЦВМ), что позволило добиться высокой точности. По отечественным источникам, круговое вероятное отклонение (КВО) при стрельбе на максимальную дальность составляет 400 метров, а, по западным источникам, - 150-200 метров.
В процессе эксплуатации ракета РС-12М находится в транспортно-пусковом контейнере, размещенном на мобильной пусковой установке. Длина контейнера составляет 22,3 метра, диаметр - 2 метра.
Пусковая установка смонтирована на базе семиосного автомобильного шасси МАЗ-7917 (ранее - МАЗ-7912) с колесной формулой 14х12. Она оснащена агрегатами и системами, обеспечивающими транспортировку, поддержание боевой готовности, подготовку и проведение пуска ракеты. Разработкой подвижной пусковой установки на колесном шасси занималась ЦКБ "Титан" при Волгоградском заводе "Баррикады".
Пуск ракеты возможен как при нахождении пусковой установки в стационарном укрытии, так и с необорудованных позиций, если это позволяет рельеф местности. Пуск ракеты производится после горизонтирования пусковой установки на домкратах и подъема контейнера в вертикальное положение с помощью порохового аккумулятора давления, размещенного в транспортно-пусковом контейнере ("минометный старт").
Боеготовность с момента получения приказа до пуска ракеты сокращена до двух минут.
Для управления огнем применяется передвижной командный пункт "Барьер", который имеет многократно защищенную дублированную радиокомандную систему. На подвижной пусковой установке ПКП размещена ракета боевого управления. После запуска ракеты ее передатчик дает команду на пуск МБР.
В конце 1993 года Россия заявила о разработке новой отечественной ракеты, призванной стать основой перспективной группировки ракетных войск стратегического назначения. В декабре 1994 года состоялся ее первый пуск из шахтной пусковой установки. 28 апреля 2000 года госкомиссия утвердила акт о принятии на вооружение РВСН РФ межконтинентальной баллистической ракеты "Тополь-М" (РС-12М2).
Чем же так опасны "Тополя" для Запада? Все дело в том, что ракеты данного типа в отличие от простых баллистических летят не по строго определенной, легко вычисляемой траектории, а могут ее резко менять, тем самым, исключая вероятность перехвата. Управление полетом осуществляется за счет поворотных газоструйных и решетчатых аэродинамических рулей. Используются усовершенствованные сопловые аппараты твердотопливных двигателей. Для обеспечения скрытности разработаны камуфляж, ложные комплексы, средства маскировки.
На 2010 год запланировано начало перевооружения межконтинентальных баллистических ракет "Тополь-М" разделяющимися головными частями индивидуального наведения - по три боеголовки на каждой ракете. Новая головная часть "Тополя-М" позволит эффективнее преодолевать ПРО. На данный момент развертывание многозарядных боеголовок на существующих ракетах запрещено Договором о сокращении наступательных вооружений (СНВ-1), но он истекает 1 января 2009 года.
Применение разделяющихся головных частей индивидуального наведения делает бессмысленной любую существующую на данный момент систему ПРО. Для чего же американцы так упорно стремятся к размещению подобных систем на территории Европы? Возможно, вся эта идея является очередной "Звездной войной" или СОИ (Стратегической оборонной инициативой), которая, являясь просто блефом, вынудила СССР в 1970-1980-е годы еще глубже втянуться в гонку вооружения, что в итоге стало одной из причин распада Союза.
Проводя подобную параллель, можно предположить, что и в настоящее время американская ПРО в Европе является лишь инструментом для формирования у американцев образа врага в лице России с ее "Тополями".
Павел Сергеев