Независимая газета
17.10.2008
  |  история
Виктор Мясников

Как ковалась асимметричность

Ответ на "Стратегическую оборонную инициативу" готовили выдающиеся ученые

Ознобищев С.К., Потапов В.Я., Скоков В.В. Как готовился «асимметричный ответ» на «Стратегическую оборонную инициативу» Р.Рейгана. Велихов, Кокошин и другие. – М.: ЛЕНАНД, 2008. – 56 с.

Президент США Рональд Рейган 23 марта 1983 года предложил создать систему, которая могла бы «перехватывать и уничтожать стратегические баллистические ракеты прежде, чем они достигнут нашей территории или территории наших союзников». Выдвинутая им программа «Стратегическая оборонная инициатива» (СОИ) натолкнулась на советскую стратегию «асимметричного ответа». Сейчас эта история стала одним из наиболее интересных примеров комплексной стратегии политико-военного плана, включающей дипломатическую, политико-пропагандистскую активность и конкретные программы развития систем вооружений и научно-технической базы под них.

В книге рассказано, как возникла идея «асимметричного ответа», кто стоял у ее истоков, как развивались события. Новая концепция с трудом пробивала дорогу, поскольку в стране традиционно придерживались принципа равнозначного ответа. Сущность асимметричного ответа сводилась к тому, чтобы обеспечить возможность советским ракетно-ядерным силам нанести неприемлемый ущерб потенциальному противнику, тем самым убедив его отказаться от первого (упреждающего, превентивного) удара. Для этого пришлось рассмотреть массу возможных сценариев с моделированием на ЭВМ. Одну из главных ролей сыграла группа физиков-ядерщиков во главе с академиком Евгением Велиховым.

Правой рукой в группе Велихова был Андрей Кокошин. Сотрудники Института США и Канады генерал-полковник Н.А.Ломов и генерал-майор В.В.Ларионов обратили его внимание на труды выдающегося военного теоретика Александра Свечина, в которых содержались идеи и конкретные формулы асимметричных стратегий для различных периодов истории. Идеи асимметричности легли в основу научно-технических отчетов, подготовленных «группой Велихова». Авторы рассказывают о многих людях, внесших вклад в разработку новой стратегии.

Тогда же стало понятно, что противодействие программе СОИ требует эффективного политико-психологического воздействия на американскую сторону. А это – в первую очередь – публичные выступления перед своей и особенно зарубежной общественностью. Для чего пришлось убедить власть снять секретность с некоторых ученых, сделать их «выездными». В частности, первым вышел на трибуну академик Юлий Харитон, возглавлявший Арзамас-16.

Сыграло свою роль и появление в 1987 году на форуме «За безъядерный мир, за международную безопасность» академика Андрея Сахарова. Он считал межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) оружием первого удара, поскольку они являются наиболее уязвимой частью ядерной триады. Поэтому надо максимально сокращать МБР шахтного базирования. Он не знал, что советские шахтные комплексы были наиболее совершенны из всех СЯС и могли наносить не только упреждающий, но и ответный, ответно-встречный и даже встречный удар.

Уберегла Москву от скоропалительных и разорительных решений возможность выхода руководства группы ученых на первых лиц государства. В рамках асимметричной стратегии предусматривался широкий комплекс мер по повышению боевой устойчивости советских СЯС и их способности преодолевать многоэшелонированную противоракетную оборону. Были выявлены особо уязвимые компоненты потенциальной ПРО США, которые могли выводиться из строя средствами радиоэлектронной борьбы. Особенно это касалось выводимых в космос лазеров и других «платформ».

В качестве «лазерного ответа» предлагалось построить наземные лазеры, способные поражать спутники. Точность наведения позволяет держать луч на космическом объекте длительное время, что значительно снижает потребность в энергии. Ставилась также задача воздействовать на наиболее уязвимые элементы ПРО, чтобы создать бреши в противоракетной обороне.

Серьезный научный труд по прогнозированию климатических ядерной войны подготовила группа ученых Вычислительного центра АН СССР под руководством В.А.Александрова. Сделанные тогда выводы и представленные доказательства наступления «ядерной зимы» актуальны до сих пор. А тогда они произвели шоковый эффект на мировую общественность.

Стратегия асимметричного ответа в конечно счете была принята советским руководством. На пресс-конференции в Рейкьявике 12 октября 1968 года Михаил Горбачев заявил: «Ответ на СОИ будет. Асимметричный, но будет. При этом нам не придется жертвовать многим».

Сейчас в связи с попытками Джорджа Буша-младшего построить систему ПРО актуальность асимметричного ответа становится очевидной. Тем более что Стратегические ядерные силы у нашей страны уже не те, что были двадцать лет назад.

материалы: НГ-НВО© 1999-2007
Опубликовано в НГ-НВО от 17.10.2008
Оригинал: http://nvo.ng.ru/history/2008-10-17/15_asimmetrichnost.html