США разрабатывают все новые виды вооружений – и не только стратегических. 30 августа компания «Боинг» и ВВС США успешно провели испытания установленного на борту самолета C-130H химического лазера, который с воздуха поразил неподвижно стоящий на земле автомобиль, сообщает РИА «Новости». Лазерное оружие, которое «Боинг» разрабатывает для Пентагона, должно поражать цели с минимальным сопутствующим ущербом, то есть уничтожать только то, во что попадает лазер.
В XXI веке формулировка «стратегические вооружения» нуждается в уточнении, считает доктор технических наук, профессор Юрий Григорьев.
В настоящее время в США создаются крылатые летательные аппараты нового типа, предназначенные для нанесения высокоточных ударов по целям, расположенным на большом расстоянии. Эти новые боевые крылатые аппараты, а также уже находящиеся на вооружении в США крылатые ракеты, представляют серьезную угрозу российским межконтинентальным баллистическим ракетам. И потому эти крылатые летательные аппараты уже надо причислить к стратегическим вооружениям.
В то же время тяжелые бомбардировщики с крылатыми ракетами воздушного базирования (с ядерными зарядами и дальностью стрельбы свыше 600 км или с ядерными бомбами) в XXI веке практически утратили свойства стратегических вооружений. Для нанесения гарантированного ответного удара они уже не пригодны, так как при нанесении противником первого удара (и ядерного, и безъядерного) они будут уничтожены на аэродромах, а чудом сохранившиеся ТБ все равно не смогут беспрепятственно преодолеть многие тысячи километров до целей и будут перехвачены ПВО противника, считает эксперт.
Поэтому, предлагает эксперт, целесообразно выступить на международном уровне с предложением о полном ядерном разоружении всех имеющихся у Сторон тяжелых бомбардировщиков и последующем запрете на размещение на любых самолетах любых ядерных зарядов. Это, кстати, позволит сдержать распространение ядерного оружия, поскольку самолет с атомной бомбой на борту — это наиболее просто достижимая мечта любой международной террористической организации, в то время как использование ими баллистической ракеты большой дальности маловероятно. Жесткий международный контроль за нераспространением ядерного оружия должен опираться в первую очередь на запрет размещения ядерных зарядов на любых самолетах, отмечает Юрий Григорьев.
В XX веке, напоминает эксперт, в переговорах и
договорах СССР (России) и США об ограничении и сокращении
стратегических вооружений и в других документах под стратегическими
вооружениями традиционно понимались:
• межконтинентальные
баллистические ракеты наземного базирования (МБР) с ядерными
боезарядами и дальностью стрельбы свыше 5500 км;
• баллистические ракеты подводных лодок (БРПЛ) с ядерными боезарядами и любой дальностью стрельбы;
• тяжелые бомбардировщики (ТБ) с крылатыми ракетами воздушного
базирования (КРВБ) с ядерными зарядами и дальностью стрельбы свыше
600 км или с ядерными бомбами.
Крылатые ракеты различных видов базирования не относились к стратегическим вооружениям, их численность не ограничивалась и не контролировалась договорами между СССР (Россией) и США. Но в свете новых реалий XXI века эти договорные формулировки частично устарели, и требуется их корректировка, убежден Юрий Григорьев.
По его словам, в настоящее время в США создаются крылатые летательные аппараты нового типа, предназначенные для нанесения высокоточных ударов по целям, расположенным на большом расстоянии.
1. Гиперзвуковая крылатая ракета Х-51 «Уэйврайдер». Первые испытания этой ракеты уже проведены.
2. Гиперзвуковой суборбитальный планер Common Aero Vehicle (CAV), выводимый ракетой-носителем SLV (Small Launch Vehicle), который предназначен для доставки к цели боевой нагрузки до 450 кг на расстояние около 5000 км. Он оснащен системой управления, обеспечивающей точность попадания в цель до 3 метров.
3. Гиперзвуковой беспилотный аппарат — бомбардировщик HCV (Hypersonic Cruise Vehicle), который выводится с помощью небольшой ракеты-носителя SLV (Small Launch Vehicle) на высоту около 40 км, после чего включается разгонный прямоточный воздушно-реактивный двигатель аппарата. Аппарат доставляет боевую нагрузку массой до 5,5 тонн в район цели, расположенной на расстояние до 16 700 км от точки старта. После сброса боевой нагрузки бомбардировщик возвращается на базу.
4. Большие беспилотные летательные аппараты (БЛА):
— «Темная
звезда» («Dark Star»), который способен удалиться от центра управления
на тысячу километров и 8–10 часов барражировать на высоте
14 километров. Он оснащен аппаратурой обнаружения и лазерной
подсветки цели, способен селектировать мобильную пусковую установку
межконтинентальной ракеты и передать целеуказание в пункт управления
или непосредственно на ударное средство.
— «Всемирный ястреб»
(«Global Hawk»), который управляется через спутник, может уходить на
5400 километров от базы и барражировать на высоте около 20 км
над заданным районом до 24 часов. Он оснащен аппаратурой,
работающей в видео-, радиолокационном и инфракрасном диапазонах. Его
главная задача – поиск и сопровождение подвижных ракетных комплексов и
передача целеуказания. Эти БЛА уже находятся на вооружении американской
армии, их число планируется довести до 60 единиц к
2010 г. При необходимости они могут оснащаться небольшими
самонаводящимися ракетами.
Все эти новые боевые крылатые аппараты, предостерегает эксперт, а также уже находящиеся на вооружении в США крылатые ракеты представляют серьезную угрозу нашим МБР, особенно МБР типа «Тополь» подвижного грунтового базирования, которые в условиях массового развертывания космических радиолокационных разведывательных систем оказываются, по существу, беззащитными. Кроме того, в XXI веке в связи со значительным повышением точности стрельбы появилась реальная возможность поражения МБР как шахтного, так и мобильного грунтового базирования безъядерным зарядом.
Поэтому
Юрий Григорьев считает, что в договорных и иных документах
XXI века под стратегическими вооружениями следовало бы понимать:
• межконтинентальные баллистические ракеты наземного базирования (МБР)
с ядерными и безъядерными боезарядами и дальностью стрельбы свыше
5500 км;
• баллистические ракеты подводных лодок (БРПЛ) с ядерными и безъядерными боезарядами и любой дальностью стрельбы;
• крылатые летательные аппараты любого вида базирования с ядерными и
безъядерными боезарядами и дальностью стрельбы свыше величины,
согласованной Сторонами.