ПРО и СНВ – врозь и вместе
Американская администрация категорически возражает против увязки этих двух вопросов в одном договореФото Reuters
В Женеве с 22 по 24 июня в обстановке строгой конфиденциальности прошел третий раунд консультаций по разработке нового совместного документа по сокращению стратегических наступательных вооружений (СНВ). Срок старого договора – СНВ-1, подписанного в 1991 году, – истекает 5 декабря 2009 года. Результаты консультаций предположительно могут быть обнародованы в ходе ожидающейся 6–8 июля встречи американского и российского президентов в Москве.
Но на фоне женевских консультаций 23 июня выступил официальный представитель Госдепартамента США Иэн Келли и заявил, что администрация президента Барака Обамы не согласна на предложение России связать сокращение стратегических наступательных вооружений с решением вопросов размещения американской системы противоракетной обороны (ПРО) в Восточной Европе. Келли отметил, что США пока не приняли окончательного решения в отношении размещения ПРО в Европе. По его словам, необходимость в этом отпадет, если исчезнет угроза, для отражения которой предназначена система.
...ПЛЮС РОССИЯ
В субботу 20 июня президент Российской Федерации Дмитрий Медведев, открыв филиал Эрмитажа в Амстердаме, заявил, что Москва готова пойти на значительные сокращения ядерного арсенала. Об этом она ведет речь в рамках продолжающихся переговоров с Соединенными Штатами. Медведев предельно четко изложил позицию России по данному вопросу.
И прямо сказал, что США должны отказаться от развертывания третьего позиционного района ПРО в Европе, если хотят достичь хоть какого-то прогресса в контроле вооружений.
И в очередной раз повторил возражения против американской ПРО в Чехии и Польше.
Между тем еще в мае Элен Таушер, курирующая в Госдепартаменте вопросы ядерного разоружения и переговоры с Россией, заявила СМИ, что система ПРО в Европе не станет предметом торга. Но в июне на слушаниях в Конгрессе в одном из сенатских подкомитетов глава Минобороны Роберт Гейтс заявил, что на повестке дня стоит возможность использования российских объектов в системе американской ПРО. Слушания были посвящены бюджету Пентагона на 2010-й финансовый год.
Роберт Гейтс рассказал сенаторам о состоявшейся около двух лет назад беседе с Владимиром Путиным, когда тот еще был президентом. «Когда я впервые встретился с президентом Путиным и поговорил с ним об этом (ракетной угрозе Ирана. – «НВО»), он фактически отверг идею, согласно которой ракета достаточной дальности для поражения большой части Западной Европы и России появится у иранцев где-то до 2020 года, – вспоминал министр. – Он показал мне карту, которую ему подготовили его ребята из разведслужб. Я сказал, что ему нужна новая разведка».
Можно предполагать, что эта встреча Путина с Гейтсом произошла в ФРГ во время Мюнхенской конференции по политике безопасности, где российский президент жестко критиковал западных партнеров, за что его речь назвали «вторым Фултоном», уподобив знаменитому выступлению Уинстона Черчилля в 1946-м, с которого начался отсчет холодной войны.
Глава Пентагона высказал предположение, что президент США Барак Обама во время визита Москву 6–8 июля почувствует большую заинтересованность президента Дмитрия Медведева в сотрудничестве с американцами в деле защиты Европы от иранских ракет. Примечательно, что глава Пентагона еще во время правления президента Джорджа Буша продвигал планы развертывания американской ПРО в Польше и Чехии, которые Россия воспринимает как угрозу своей безопасности.
Но сейчас Гейтс уверен, что Москва по-другому оценивает иранскую ракетную программу, чем раньше. «Русские пришли к нам и признали, что мы были правы в плане близости иранской ракетной угрозы, а они ошибались», – завил министр обороны США. Видимо, он посчитал, что Россия теперь сама заинтересована в создании европейской ПРО для защиты от непредсказуемых действий режима аятолл.
Москва изначально выступала против развертывания в Европе третьего позиционного района ПРО США в дополнение к двум на территории самих Соединенных Штатов. В случае развертывания базы противоракет-перехватчиков в Польше Кремль грозил принять ответные меры. По оценкам российских экспертов, действия Вашингтона направлены не на защиту США и их европейских союзников от несуществующих иранских ракет, а на ограничение стратегического потенциала России.
Из всего сказанного Робертом Гейтсом непреложно вытекает: США вовсе не собираются отказываться от европейской базы ПРО возле границ России. Просто они намерены ее сделать партнером своей программы вместе с Чехией и Польшей. Администрация Обамы приостанавливала проект построения ПРО в Европе с целью изучить его техническую эффективность и финансовое обоснование. Видимо, изучила и приняла решение продолжать. Но при этом требуется нейтрализовать противодействие России.
Через несколько дней следом за Робертом Гейтсом выступил в Конгрессе и доложил о противоракетных планах его заместитель Уильям Линн. Он сообщил, что Пентагон рассматривает возможность использования российских радиолокационных станций в Армавире и Габале (арендуется у Азербайджана) для включения в систему защиты Европы от иранской ракетной угрозы. С таким предложением два года назад выступил Владимир Путин еще будучи президентом. Но он предлагал использовать российские радары вместо объектов ПРО в Чехии и Польше, а не в дополнение к ним.
Два года назад идея Путина была сразу отвергнута администрацией Джорджа Буша-младшего. Обама, казалось, занял более конструктивную и гибкую позицию. Выступления Гейтса и Линна заронили надежду на возможность отказа от строительства третьего позиционного района ПРО. По крайней мере никакого официального решения американцы не приняли, что оставляет простор для дипломатического маневра.
Радиолокационная станция СПРН «Воронеж-ДМ». Фото из журнала «ВКО» |
ЭКСПЕРТНЫЕ ОЦЕНКИ
Владимир Дворкин, главный научный сотрудник ИМЭМО РАН, доктор технических наук, генерал-майор в отставке заявил «НВО»: «Сотрудничество России и США в сфере ПРО не только возможно, но и крайне необходимо. Никаких препятствий к этому нет, кроме психологической инерции холодной войны. Подобный шаг был бы лучшим способом перейти от бессмысленного состояния взаимного ядерного сдерживания к подлинному стратегическому партнерству. Совершенно понятно, что если развивается общая ПРО, то взаимное ядерное сдерживание – это абсурд. Такое развитие отношений между нашими странами имело бы решающее значение для укрепления глобальной безопасности».
По словам Дворкина, даже американские эксперты признают, что предполагаемые к установке в Чехии и Польше элементы системы ПРО далеко не самые эффективные. Более эффективной может оказаться морская компонента ПРО – система «Иджис» с противоракетами «Стандарт-3» и наземная система THAAD. Кроме того, не надо забывать о возможности поражения пусковых установок высокоточными крылатыми ракетами. Это предлагал, например, бывший министр обороны США Уильям Перри в отношении пусковых установок КНДР.
Россия сохраняет значительный потенциал сотрудничества в сфере информационных систем, полигонно-испытательной базы и определяющего задела по высокоскоростным противоракетам, резюмировал Дворкин.
Российские эксперты высказали несколько версий неожиданного американского интереса к радарам в Армавире и Габале. Во-первых, это пробный шар, способ прозондировать позицию Москвы, выяснить, не возникли ли какие-то подвижки в ранее неуступчивой позиции относительно третьего позиционного района ПРО США. Во-вторых, напомнить о прежнем предложении – включить российские РЛС в качестве дополнения к радару в Чехии. При сохранении, естественно, планов по размещению противоракет в Польше.
Одновременно это попытка понять, как Россия отнесется к созданию коллективной европейской ПРО, которой командовать будут американцы. Московские же партнеры останутся на вторых, а то и третьих ролях.
Есть также предположение, что это ход для облегчения переговоров по СНВ. Своего рода успокаивающее средство, чтобы сделать Россию более сговорчивой по вопросам стратегических вооружений. Ведь не зря Пентагон и администрация Обамы не опровергают предположения, что строительство третьего позиционного района ПРО США будет заморожено.
ОЗАБОЧЕННОСТИ МОСКВЫ
Дмитрий Медведев в Амстердаме высказался за возможность серьезного сокращения стратегических носителей и ядерных зарядов. При этом он подчеркнул, что сокращения «возможны только в том случае, если США снимут российские озабоченности». «Озабоченности» президент конкретизировал: «При любых обстоятельствах проблема взаимосвязи стратегических наступательных и оборонительных вооружений должна быть четко зафиксирована в договоре. Серьезную озабоченность вызывает перспектива оснащения СНВ неядерными боеголовками... Наконец, важно сохранить положения Договора о СНВ относительно размещения стратегических наступательных вооружений исключительно на национальной территории».
Россию гораздо больше численности ядерных боеголовок волнует количество носителей – стратегических межконтинентальных ракет в первую очередь. При равном количестве боеголовок у американцев большее количество ракет, что расценивается как дисбаланс в пользу США. В их пользу и переоснащение стратегических ракет обычными боеголовками вместо ядерных. Учитывая американские арсеналы высокоточных крылатых ракет, которых у нас просто нет на вооружении, это опять дает Пентагону серьезное преимущество. Да и поменять обычную головку на ядерную можно быстро и незаметно.
И важнейшим вопросом остается американская ПРО. Однако если Россия твердо намерена увязать зависимость нового договора о СНВ от наличия американской ПРО в Европе, США намерены обсуждать два этих вопроса отдельно. Вот что заявил на брифинге представитель Госдепартамента Иэн Келли: «Администрация заняла на переговорах с Россией в отношении договора, приходящего на смену договору СНВ-1, позицию, согласно которой вопросы противоракетной обороны и сокращения стратегических наступательных вооружений должны рассматриваться независимо друг от друга. Это две разные проблемы».
Можно считать, что США отвергли озабоченности Дмитрия Медведева третьим позиционным районом ПРО. В то же время Келли отметил: «Мы еще не приняли окончательного решения касательно размещения ПРО в Европе». Получается, что США могут отказаться от европейского сегмента ПРО, но сделают это не из-за позиции России, а потому, например, что финансовый кризис выпотрошил их государственный бюджет.
При этом, играя на такой возможности, США могут исключить вопрос ПРО из переговоров о СНВ. Более того, может быть специально для улучшения переговорного процесса принято решение о замораживании европейского сегмента, об отказе от финансирования, о прекращении проработки этого вопроса и т.д. Вплоть до отказа от третьего позиционного района ПРО в Европе вообще. Одна тонкость – это не будет юридически обязывающее решение. И через год-два можно преспокойно снова реанимировать создание базы противоракет и строительство радара у границ России. Которая будет обязана тем временем выполнять все положения нового договора о СНВ.
Тем временем к вопросу о ПРО подключилась Варшава. Министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский заявил в интервью «Газете Выборчей», что его страна не исключает компромиссный вариант размещения противоракетной обороны США. Он высказал надежду, что США удастся убедить Россию, что система ПРО направлена не против нее. Радослав Сикорский заявил: «Лучше, если установка ПРО и американское присутствие в Польше не будет вызывать никакой реакции России».
20 августа прошлого года Сикорский подписал с тогдашним госсекретарем Кондолизой Райс соглашение о размещении элементов американской системы ПРО на польской территории, а также политическую декларацию. В Польше американскую базу расценивают как гарантию от «российской агрессии», видимо, не особо надеясь на членство в НАТО. И практически никогда не вспоминают, что американская ПРО направлена против иранских ракет. А еще Варшава определенно высказалась по поводу возможности появления российских офицеров-наблюдателей на американской базе в Польше – их там не будет.
Тем временем заместитель министра обороны РФ по вооружению Владимир Поповкин заявил, что Россия имеет право размещать ракетные комплексы «Искандер» в любом российском регионе, включая Калининградскую область, так как это не противоречит никаким международным законам.
По данным Поповкина, второй дивизион с оперативно-тактическими ракетными комплекса «Искандер» поступит в Сухопутные войска в 2009 году. Первый дивизион «Искандеров» был принят на вооружение в 2008-м. Именно эти комплексы российские генералы неоднократно грозили использовать в качестве асимметричного ответа на строительство базы ПРО США в 5 км от польского города Слупска (Поморское воеводство).
Вопрос европейского сегмента американской противоракетной обороны возвращается на круги своя...