С Т Е Н О Г Р А М М А
«круглого стола» на тему:
«Реформа Вооруженных Сил Российской Федерации 2008-09 гг.: первые итоги».
Государственная Дума РФ, 27 ноября 2009 года
ЗЮГАНОВ Г.А.
Уважаемые товарищи!
Недавно Центральный Комитет КПРФ обратился к народу
с воззванием: «Путь России – вперед, к социализму!». Считаем, что
продолжение курса, который реализовался последние почти 20 лет,
абсолютно разрушительно для страны, и может закончиться развалом
Российской Федерации, так как это случилось с СССР.
Мы указали на шесть преступлений власти перед
народом. Одним из страшнейших преступлений является резкое ослабление
безопасности. России. Мы входили в «тройку» самых безопасных стран
мира. А ныне под предлогом создания нового облика армии, по сути дела
ликвидируется вся система управления, подготовки кадров. Наша
национальная безопасность всё больше приближается к нулю. Прошу вас
высказать свои оценки и соображения по этому поводу.
Генерал-полковник ИВАШОВ Леонид Григорьевич, президент Академии геополитических проблем.
«Пиком военной реформы будет принятие Военной
доктрины. По сравнению с предыдущими вариантами она, по-видимому,
получится довольно стройной. Но что печально? Место и роль России там
рассматривается в качестве мировой державы, но мы знаем, что в
ближайшие годы Россия этот статус потеряет.
Задачи видов Вооруженных Сил, родам войск ставятся,
исходя из того, что они у нас существуют и они боеготовы. Хотя это уже
не так. Не учитывается в Доктрине то, что мобилизационная составляющая
добивается окончательно. Не учитывается состояние военно-промышленного
комплекса, который, как система, перестал существовать.
Главное «достижение» военной реформы, это разрушение системы военного образования.
Мы пытались определить, кого сейчас будут готовить в этих «учебных
центрах», в остатках академий? И пришли к выводу, что того грамотного
офицера с высшим, инженерным образованием, который был бы способен
использовать современную военную технику и учить своих подчиненных её
применению, способам военного искусства мы готовить не будем вообще!
Решается задача вышибить военную интеллигенцию из Вооруженных Сил.
Поэтому готовить будут не военного специалиста высокого уровня, а
ремесленника. Например, выпускники Можайской академии вообще в этом
году не востребованы. Специалисты в области радиоэлектроники тоже
оказываются ненужными.
Одновременно идет «феминизация» руководства
Вооруженных Сил. Сегодня четыре управления Минобороны возглавляют
женщины, пришедшие «со стороны». Начальницей Главного
организационно-инспекционного управления стала г-жа Чернова -
выпускница сельхозинститута. Командовать правовым управлением назначили
женщину. Что касается финансов, то это уже стало традиционным для
Минобороны. Начальник Управления военного образования г-жа Фральцова
имеет опыт. Директорства в средней школе.
И вот пример тяжелых последствий «волевых» решений
по реформе армии. В декабре 2008 года президент РФ утвердил прием на
обучение в военных ВУЗах России не менее 3-х тысяч иностранных военных
специалистов. Причем он дал команду расширить и платное, и льготное
обучение. На 2009 год поступили заявки из более 50 стран мира, в
количестве более 4000 военнослужащих.
В июле с.г. г-н Сердюков доложил президенту
Медведеву, что все идет нормально. Но в этой время расформировываются
Главное управление международного военного сотрудничества и управление,
которое занималось организацией обучения иностранцев.
31 августа г-жа Фральцова докладывает Сердюкову, что
принять иностранцев мы не можем. Минфин не дает деньги. Но они уже
приехали, ибо 49 стран получили подтверждение Минобороны РФ о
готовности принять их военнослужащих на учебу. В результате приняли
только из СНГ, порядка 400 человек, Назарбаев своих курсантов отозвал,
стал отправлять на Украину, в Европу, даже в Китай. Скандал! Наши
партнеры не только плюются, но стали поступать исковые заявления в суды
с требованием оплатить неустойку.
В октябре деньги были выделены. На совещании в
Минобороны были принято решение обучать иностранных военнослужащих с 1
января. Однако тут же выяснилось, что обучать с 1 января тоже
невозможно, ибо не будет ни одного военного переводчика. Сердюков
потребовал привлекать гражданских переводчиков. Но, как тут же
выяснилось, гражданские переводчики не готовы переводить военную
тематику, у них нет допусков, больше семи тысяч рублей платить не
можем, никто работать не пойдет.
Тогда Сердюков предложил сначала обучать их русскому
языку, а дальше преподавать все предметы на русском. Тут ему сообщают,
что его же решением все кафедры русского языка в училищах и академиях
расформированы.
Минобороны - это сверхсложная система. Но в ней не
просто что-то меняют, регулируют. Из нее вынимают целые блоки. После
«реформы» у нас практически не будет стратегической разведки, ибо
подход молодых «топ-менеджеров» в том, что разведка не нужна, все можно
найти в Интернете. Это та же самая Саяно-Шушенская ГЭС, только без
физических жертв.
США ныне сокращают роль, количество и потенциал
ядерных вооружений. Нам также предлагают идти вплоть «до нуля». Почему?
Потому что они на порядок оторвались в обычных, высокоточных
вооружениях. И класс стратегических ударных ракет у них сейчас мощно
развивается. Они даже сейчас АПЛ с «Трайдент–2» переоборудуют на
крылатые ракеты.
У них появляются новые виды вооружения, такие, как
«Шарп» на Аляске, который подавляет все электронные системы, системы
управления, командных пунктов и оружия. Мы для них уже не противник …
Генерал-лейтенант Е.А.Кузнецов, бывший начальник Военно–научного управления Генерального штаба ВС СССР.
«Уже год идет планомерное
уничтожение Вооруженных Сил. Народ не понимает, что происходит, а в
войсках уже откровенное брожение. В 1947 году полковник Разин - старший
преподаватель Академии Генерального штаба написал письмо Сталину, в
котором поднял вопросы строительства Вооруженных Сил с учетом опыта
прошедшей войны. Сталин ответил незамедлительно и собственноручно. А
вот Верховный Главнокомандующий Д.Медведев на письмо 22 опытнейших
генералов (включая участников Великой Отечественной войны) в мае этого
года не ответил.
Первые итоги военных реформ удручающие. «Новый облик» терпит тяжелое поражение:
- Разрушены основные несущие конструкции
боеготовности армии и обороноспособности страны, серьезно нарушена
боевая подготовка, подорван моральный дух офицерского состава,
упразднена мобилизационная работа, разрушена система военкоматов, идет
разбазаривание богатейших запасов техники и вооружения. Объявлена
модернизация, но упразднена мобилизация. Опять надежда на Минина и
Пожарского.
- Парализован ВПК, он перестал быть единым комплексом.
- Численность Вооруженных Сил сокращена до
угрожающих размеров. На основных ТВД мы уступаем вероятным противникам:
в 20 раз на Западе и в 35 раз на Востоке. Ставка на ядерное оружие -
полное безумие. Верхушка России говорят о ядерном оружии с такой
легкостью. Но это щедрое поле для провокаций со стороны наших
«партнеров».
- Системы ПВО, ПКО и ПРО России уже не способны противостоять воздушно-космическим операциям НАТО. Дорога на Москву открыта.
Хотел бы особо остановиться на нескольких вопросах.
Подготовка кадров и органов управления. Известно,
что постоянная подготовка к войне политического и военного руководства,
всей системы государственного управления – фактор высшей важности. Он
предполагает обязательную отработку действий Ставки Верховного
Главнокомандования, министерств и ведомств, регионов и районов. Такой
подготовки сейчас нет! Те, кому нужно быть готовым управлять, не
изучают военно-стратегическую обстановку, не овладевают способами
перевода страны на военное положение, не учатся управлять. Поэтому и в
строительстве Вооруженных Сил делаются непоправимые ошибки.
Например, учения «Запад-2009» в сентябре 2009 года
громко именовали оперативно-стратегическими. Их целью была объявлена
проверка системы управления от Генштаба до взвода. Авторитетно вам
докладываю – это обман! Никаких стратегических действий не
отрабатывалось. Генштаб (Ставка), виды Вооруженных Сил, стратегические
командования на учениях не играли. Учения были односторонними, они не
были объединены единым оперативным замыслом. Вместо этого полтора
месяца занимались подготовкой показухи на семи полигонах. И, конечно,
показали дым, грохот, удары авиации, огонь артиллерии. «Вожди»
Минобороны банально «втерли очки» высшему руководству страны, «доказав»
правильность создания «нового облика» Вооруженных Сил.
Разрушение Военной академии Генерального штаба,
которая 175 лет успешно готовила генералов и офицеров
оперативно-стратегического профиля для Генштаба, видов Вооруженных Сил,
военных округов, флотов и армий. Из 18 кафедр Академии Генштаба
сотворили две. На первом курсе изучают военное искусство, второй курс –
менеджмент и финансы. Это не заблуждение. Похоже, это диверсия. Я не
боюсь этого слова. Теперь органы управления Вооруженных Сил лишились
возможности иметь подготовленные кадры для организации и управления
оперативно-стратегическими действиями.
Вполне вскрылось банкротство контрактной системы
комплектования войск. Вот официальные данные. Должны были набрать 500
тысяч контрактников. Набрали 180 тысяч. Из них 46 тысяч женщин. При
этом ситуация с «дедовщиной» ухудшилась, неуставные отношения
увеличились на 22%. В этом году совершили преступления 2600
контрактников Сухопутных войск. Качество контрактников очень низкое, на
контрактную службу идет в основном «люмпен», не нашедший себя на
гражданке, с полным отсутствием мотивации. В обстановке падения
престижа службы в армии уже сейчас недобор в 50%. Поэтому и покрывают
таким гигантским призывом молодежи.
Наемник ненадежен в мирное время и неустойчив в бою.
Грузины бежали не потому, что плохо готовились, а потому, что они
наемники. Ведь стойкость защитников Отечества лежит в области духа, и
никакими деньгами этот дух не купишь. Ценнейший опыт Отечественной
войны забыт и даже растоптан.
Терпит крах и сомнительный проект подготовки сержантов-контрактников.
Сроки начала учебы уже срывались трижды. Почему? Создали такие условия
для контрактников, что они разбежались. Как это было в учебном центре
Сухопутных войск в Рязани осенью этого года. Молодому человеку очень
трудно встроиться в эту систему: год надо служить, потом 2,5 года в
казарме жить курсантом, а потом 5 лет в казарме жить сержантом. А вне
казармы сержант не нужен. Этакое «монашество» молодого человека в
течение 8 лет. Кто пойдет на это?!
Уже сейчас ясно, что переход к годичному сроку
службы - тяжелая ошибка. Утверждали, что годичный срок службы разрушит
«дедовщину». Получилось наоборот. «Дедовщина» возросла: за 2009 год за
неуставные отношения осуждено 804 человека; качество призывников резко
ухудшилось, так как напряженная демографическая обстановка и некомплект
контрактников вынудили призывать более 30% больных и судимых.
Защита Отечества перестала быть священным долгом,
а служба в армии уже не является почетной обязанностью гражданина, как
это сказано в Конституции. Катастрофически растет уклонение от службы.
Около 100 тысяч призывников этой осенью исчезли. Более 10 тысяч в этом
году уехали за границу на весь призывной период. Весною этого года
уклонистов, привлеченных прокуратурой, было 5849 человек, а уже осенью
– 8195 человек. Это две общевойсковых бригады.
Введение одногодичного срока службы породило
постоянную небоеготовность подразделений и частей, так как смешанный
способ комплектования и раздельное обучение не оставляет времени для
боевого слаживания рот, батальонов, бригад во всех видах боя и с боевой
стрельбой.
Обострилась проблема воинской дисциплины.
Чудовищное падение нравственности, непобедимая коррупция, идейный
провал, глумление над советскими ценностями разложили главное лицо -
командира-единоначальника. Его ещё и лишили дисциплинарных прав.
Оставили ему лишь право дать выговор. Для сравнения: командир пехотной
роты армии США имеет право на 17 суток посадить в карцер, лишить
денежного довольствия, отдать солдата под суд.
И вот теперь создается военная полиция. Подключается
даже церковь. Это уже полная капитуляция! Священники принесли (по опыту
Северокавказского округа) в войска стукачество через исповеди, породили
нездоровую обстановку в воинских коллективах, создали обострения между
командирами-атеистами и священниками.
Таковы только некоторые печальные итоги создания
«нового облика», когда сложные хирургические операции доверили
«мясникам». Нанесенный ими урон армии уже не совместим с жизнью.
Адмирал Селиванов Валентин Егорович, начальник Главного штаба ВМФ СССР в 90-е годы.
«Результаты нынешней «реформы»
Вооруженных Сил свидетельствуют об их продуманности. Для этого были
подобраны специальные исполнители. По форме это не диверсия, это целая
операция. Многие военные сходятся в том, что «обновление облика» армии
затеяно для того, чтобы разрушить Вооруженные Силы. Первый этап
практически выполнен. Структура советских Вооруженных сил сломана,
вооружения отправлены в утиль, боеприпасы сами взрываются. Стихийно так
не могло произойти.
В ВМФ списано до 80-85% надводных кораблей,
подводных лодок и боевых самолетов. Построили только один надводный
корабль («Стерегущий») и одну дизельную подводную лодку
(«Санкт-Петербург»). Но они построены с такими недостатками, что не
могут выполнять свои задачи.
На флотах осталось по 30-35 кораблей, катеров и
подводных лодок. Большинство из них – малые корабли. Советский Союз
построил 251 атомную подводную лодку. А сейчас на Северном и
Тихоокеанском флотах единицы АПЛ. Дизельных лодок на Северном флоте
только две в постоянной готовности, на Балтике и Черноморском флоте -
по одной.
Ударной авиации вообще нет на флоте, а ведь было
четыре морских авиадивизии трехполкового состава для разгрома
авианосных морских группировок. Ныне в ВМФ осталось примерно 130
боеготовых летательных аппаратов, и это в основном военно-транспортная
авиация для обслуживания командного состава и несколько десятков
противолодочных вертолетов. Ударного самолета ни одного!
Советские флоты были оперативно-стратегическими
объединениями. Нынешние флоты даже и не оперативные объединения. С
большой натяжкой можно назвать оперативными объединениями Северный и
Тихоокеанский флот, ибо нынешний наряд сил не позволяет им провести
хотя бы одну из тех пяти операций, которые должен проводить каждый
флот. Ни разгром АМГ не можем провести, ни поиск и уничтожение ПЛАРБ,
ни нарушение коммуникаций противника, ни защиту своих коммуникаций, ни
высадку оперативного десанта.
Говорят, что есть кораблестроительная программа ВМФ.
К 2025 году - несколько авианосца, десяток атомных ракетных эсминцев,
десятки фрегатов и десантных кораблей. Десятки ракетных подводных
лодок, многоцелевых атомных, но тоже к 2025 году. В свое время первый
зам.министра обороны, ныне депутат А.Кокошин говорил, что к 2010 году в
ВМФ РФ будут и авианосцы, и крейсеры. Ничего нет. Сейчас говорят, что
всё будет к 2025 году. Когда прослужишь всю жизнь на флоте, то
представляешь, как сложно хотя бы один авианосец построить. Ведь мы
даже просто отремонтировать не можем за индийские деньги отданный им за
так авианосец «Горшков».
Кроме ломки советских Вооруженных Сил проведена и
идеологическая обработка. Сейчас в кабинетах у командующих
объединениями за спиной портреты двух Главковерхов. Не одного, а
почему-то двух. Там ведь не Сталин, не маршал Жуков, а Колчак, Каппель,
Врангель.
Власти подвели под разрушение Вооруженных Сил
теоретическое обоснование. Какие ныне угрозы России? Судя по новой
доктрине, это напряженность в Северном Ледовитом океане, антироссийская
политика Эстонии, Латвии, Литвы, Украины и Грузии, напряженность на
Корейском полуострове. А где НАТО, Япония, другие страны? Они, мол,
партнеры. И зачем океанский ракетно-ядерный флот, если все они наши
партнеры?
Что делать? Прежде всего, надо сменить руководство
Министерства обороны. Туда должны вернуться профессионалы. Нельзя же
допустить, чтобы светские дамы и плотники руководили нашей
безопасностью. Затем потребовать от властей опубликовать обоснование и
конкретный план военной реформы, потому что план этот не закончен, это
только первый этап, этап разрушения. Добиться ежегодного отчета
правительства по проведению этой реформы. Деньги же выделяются, а на
деле ничего нет.
ШТОГРИН Сергей Иванович – депутат ГД, заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам.
Если посмотреть на динамику финансирования обороны,
то какой-то логики и системы в этом нет. В 2006 году – 666 млрд., а в
2007 году - 458 млрд., в 2008 году - 1 трл. 40 млрд. В 2009 и 2010 году
выделяется больше триллиона рублей на оборону. Но еще в 2000 году было
решение Совета Безопасности РФ о том, что ежегодно на оборону должно
выделяться не менее 3,21% от ВВП. В 2010 году будет 2,9%. В 2010 году в
реальном выражении финансирование обороны даже сокращается, и составит
93,6% от 2009 года. Такая же свистопляска есть только в финансировании
ЖКХ.
Какое соотношение в расходах на перевооружение
армии, а какое на текущее содержание? В тех же решениях Совета
Безопасности есть норматив: 50% на техническое обновление, НИОКРы и 50%
– на текущее содержание. К 2015 году соотношение должно быть 70% на
перевооружение, а 30% на текущее содержание. В 2009 году было 47% на
перевооружение, 53% на содержание. А 2010 год будет 44,8% на
перевооружение, 55,2% на содержание.
Деньги, которые идут на реформу, никак не
«окрашены», не выделены, все в общей куче. Поэтому посмотреть,
насколько эффективно они используются, невозможно. Если говорить о 2010
годе, то сокращаются расходы на обновление авиационного парка и
бронетанковой техники, на выпуск боеприпасов. Есть лишь небольшой рост
по ВМФ.
В госзаказе очень мала доля НИОКРов. Они составляют
всего 1,5% на 2010 год, а фундаментальные исследования в интересах
военной науки, обороны – всего 0,5% в госзаказе.
Все указы Президента, поручения по фонду оплаты
труда сорваны. Особенно большой дисбаланс между центральным аппаратом
Минобороны и войсками. Например, начальник управления в центральном
аппарате получает в два раза больше, чем командир дивизии. Начальник
отдела - в 1,8 раза больше, чем командир полка, а старший офицер в
центральном аппарате – в 1,7 раза больше, чем командир батальона. В
2010 году с учетом всех повышений лейтенант-командир взвода, будет
получать 18 тысяч рублей в месяц. Кто пойдет за эту плату на работу,
которая требует и знаний, и умений, и риска.
За последние три года на 39% увеличились
ассигнования на капвложения Минобороны. Но незавершенка растет
сумасшедшими темпами. Если в 2007 году незавершенка была 51,4
млрд.руб., то в 2008 году уже 79,6 млрд.руб., а в 2009 - 81 млрд.руб.
Деньги распыляются, растаскиваются, объекты не достраиваются. При этом
в убогое состояние пришла вся сеть военных аэродромов. 92% твердого
покрытия аэродромов пришла в негодность.
Весьма странная картина и с реализацией Федеральных
целевых программ, связанных с обороной. По подразделу «Подготовка и
участие в обеспечении коллективной безопасности» на 2010 год у нас рост
в 1741% (с 637 миллионов до 11 миллиардов). А вот на
военно-патриотическое воспитание молодежи в Минобороны выделяется 3,2
млн.руб., снижение на 0,7 млн руб.
И никак не решается проблема жилья. Резкое
сокращение личного состава привело к тому, что на конец 2009 года 152,7
тысячи военнослужащих нуждаются в жилье. При этом денег, которые
выделены на 2010 год, не хватает, планы, которые Министерство обороны
разверстывало, нереальны. Минобороны недополучит в 2010 году 5270
квартир. Даже если где-то покупают квартиры, проблема обеспечения
военнослужащих жильем не решается.
Генерал-майор Третьяков Борис Сергеевич, начальник управления Генерального штаба Вооруженных сил СССР в 90-ые годы.
Предыдущие две Военные доктрины готовились под
редакцией генерала Манилова. В первой доктрине было сказано, что у нас
нет внешнего врага. С этого начался развал Вооруженных Сил, бегство из
Восточной Европы, вывод в поля, тайгу, ликвидация частей. То, что
изначально называлось «реформой» - это уничтожение Вооруженных Сил:
планомерное, тупое, бульдозерное.
Новая военная доктрина выйдет под редакцией
Ю.Н.Балуевского. Это опытнейший военный. И та доктрина, которая выйдет
под его редакцией, наверняка, будет отличаться от предыдущей. Но ни в
первых двух, ни в этой Военной доктрине на первое место не поставлена
Концепция национальной безопасности, которая должна предшествовать
доктрине.
Концепция национальной безопасности - это
определение угроз по театрам военных действий, стратегическим,
воздушно-космическим и операционным направлениям. Это нужно, чтобы
определить возможности страны и Вооруженных Сил по отражению этих
угроз, необходимое соотношение личного состава, боевой техники в мирное
время и определить возможности государства по усилению группировок в
военное время. Сейчас соотношение в 20 раз, 30 раз не в нашу пользу.
Как мы будем защищать нашу страну от этих угроз и рисков? Этого и в
последней доктрине, скорее всего, не просматривается. Идет отторжение
реальности. Навязывается какое-то аморфное понимание безопасности
страны.
Сегодня в Генеральном штабе не существует плана перевода страны и Вооруженных Сил с мирного на военное положение. Мне
приходилось писать этот план. В нем каждому руководителю
предписывалось, что он должен делать, сколько человек он должен
направить в действующую армию, сколько получить специалистов, сколько
продукции, к какому времени они должны произвести, куда какие ресурсы
направить, где произвести формирование войск, каким образом их обучить,
где произвести боевое слаживание. Этого плана нет. На сегодня нет даже плана применения Вооруженных Сил.
Генеральный штаб раздавлен. Главное оперативное
управление (ГОУ) - мозговой центр ГШ - сокращен на 51%. Из 584 человек
в ГОУ осталось 297. Аналогичные сокращения во всех главных управлениях
Генштаба. 90% генералов Генштаба, в частности, и в ГОУ - это
профессионалы, прослужившие 10-15 и более лет в органе стратегического
звена управления. Они изгнаны. Уничтожается думающая часть генералов,
офицеров Генштаба. Даже за 10 лет офицера Генштаба подготовить
невозможно. Лишь через 15 лет это будет свободно мыслящий и излагающий
свои мысли офицер. А теперь вводится ротация через 2 - 3 года, самое
большое. Ситуация становится нетерпимой.
В заключение несколько слов о бедах нашей оборонной
промышленности. Мы фактически лишились пороховой и боеприпасной
отраслей. Тамбовский пороховой завод в городе Котовске 1928-1930 годов
постройки. Основные цеха разрушены. Железобетонная кровля обрушилась и
лежит на электрофильтрах. А там 15-ти и 30-ти тонные емкости с азотной
и серной кислотой. А там ведь работают люди. Накоплено в отстойниках
столько компонентов нитроцеллюлозы за эти 90 лет, что эти её потоки
идут в реку Цна. Экологическая катастрофа обеспечена на 100%.
Генерал-майор Гудилин Владимир Евгеньевич, начальник управления Военно-космических войск по системе «Буран».
Военно-космические силы (ВКС) – это межвидовой род
войск. Состав и применение ВКС зависит от способов применения
Вооруженных Сил в целом. У меня глубокое убеждение в том, что характер
угроз не изменился. И именно эти угрозы формировали применение ВКС в
пяти направлениях.
Первое -
отражение воздушно-космической агрессии: обнаружение ранних признаков
начала военных действий, обнаружение и подавление огневыми средствами
средств нападения.
Говорят, что ракетно-ядерный удар стал маловероятен.
Но США приняли Доктрину первого, обезоруживающего удара с применением
порядка 8 тысяч крылатых ракет морского и воздушного базирования для
удара по административным и военным центрам, в том числе по шахтным
пусковым установкам с точностью отклонения 1,5-2 метра и с
интенсивностью пуска в тысячу ракет в сутки. Для этой цели сформированы
и соответствующие боезапасы. К 2015 году их будет на 30 суток ведения
войны, к 2020 году – на 60, к 2025 году – на 90 суток.
Но сегодня наши ВКС не имеют в космосе ни одного
аппарата, который мог бы решать задачи по обнаружению, целеуказанию или
уничтожению этих носителей обычного и ядерного оружия. Существующие
системы наземного базирования СПРН обеспечивают обнаружение запуска
только стратегических ядерных носителей. Но с созданием
оперативно-стратегического командования воздушно-космической обороны,
эта СПРН тоже потеряла смысл с передачей армии СПРН в состав
объединенной группировки. Это привело к разрыву космической и наземной
группировок СПРН. Нет единого управления.
В части отражения воздушно-космического нападения у нас нет ни сил, ни средств для огневого поражения крылатых ракет США.
Вторая задача ВКС - обеспечение
действий ракетных войск стратегического назначения (РВСН). В плане
целеуказания, метеообстановки, обнаружения целей, наши космические
средства давали исходные данные для РВСН. Сегодня военный космос ничего
РВСН дать не может, потому что таких космических аппаратов в
группировке ВКС не существует.
Третье направление.
Обеспечение действий войск на сухопутных театрах действий. Кого сегодня
и чего обеспечивать, с кем воевать, куда направить усилия? Ни
требований, ни вообще сценариев ведения боевых действий не существует.
Если говорить о 85 бригадах, которые остались в Сухопутных войсках
против НАТО, то мы на порядок уступаем в боевой мощи. Если говорить по
Кавказу, то такие войска там не нужны. А если говорить о Сибири и
Дальнему Востоку, то численность только войск Пекинского военного
округа превышает мощь всех наших Вооруженных Сил. Говорят, за границей
уже смеются: в Сибири российские войска разгромить невозможно, ибо их
за Уралом невозможно найти.
Поэтому сегодня нельзя обеспечивать что-либо на
сухопутном ТВД, ни одного аппарата. Порочность «реформы» в том числе и
в отсутствии военно-технического обоснования. Никто не обсуждает, что
мы строим, куда идем, какие угрозы, какие способы применения? Правильно
говорит адмирал Селиванов: все делается сознательно и направлено на
искоренение прежней армии.
Мне приходилось обеспечивать действия флота системой
морской разведки и целеуказаний, когда авианосные соединения США
боялись нас, как черт ладана, ибо у нас были атомные корабли типа
крейсера «Кирова», были атомные подводные лодки, которые имели
целеуказание на любой момент времени. И в течение нескольких минут мы
могли уничтожить любое авианосно-ударное соединение Америки. Сегодня,
во-первых, некого обеспечивать, оставшиеся в строю небольшие корабли –
это прибрежная зона. Во-вторых, даже имеющиеся корабли с крылатыми
ракетами - слепые, как котята, они не знают, куда стрелять. Нет ничего в космосе, в боевой группировке для обеспечения действия ВМФ.
Что касается обеспечения
повседневной деятельности войск, тут и связь (закрытая, оперативная,
постоянная, глобальная), метеоусловия, разведка, фоторазведка. Недавно
Панков с Панфиловой проводили «круглый стол». Они заявили, что каждый
солдат будет иметь право пользоваться мобильным телефоном. Пользование
мобильниками раскрывает всё, что можно: место дислокации, характер
самой войсковой части, её боеготовность. Это как понимать?
«Роскосмос» стал сам себе заказывать и разрабатывать
аппараты. Президент говорит, что мы 11 аппаратов закажем. Из этих 11
аппаратов шесть или девять пойдут под «ГЛОНАС». Мы в 1993 году набрали
полную систему, а в связи с отсутствием наземной аппаратуры
потребителей, так и не могли воспользоваться этой системой. Сегодня та
же самая история. Перминов говорил Медведеву, что семь коммерческих
организаций в Зеленограде делают аппаратуру наземных потребителей.
Правда, мы микросхемы покупаем за границей, да и пластмассу тоже.
Однако все, кто пользуется GPS, имеет к ним приложение – цифровую карту
местности. США в своей военной космической группировке сделали цифровую
карту земного шара, с точностью до полутора метров, то есть они
способны наносить точечные удары «в форточку». У нас же нет цифровой
карты.
Поэтому, если нам даже предложат использовать наш
«ГЛОНАС», то под него нет нашей цифровой карты. Карта Москва, которая
пользуется навигаторами, сделана на основе американских аналогов,
потому что у нас своих нет, не говоря уже обо всей России.
Гражданские аппараты, которые летают, решают, в основном, коммерческие задачи, а Минобороны арендует кое-какие каналы.
По пилотируемому космосу. Космонавты превратились в
сантехников и ассенизаторов, никаких научных достижений, в том числе и
по разведке. Такой задачи просто не ставится. Будем строить космодром
«Восточный»? Не будет никакого «Восточного», потому что без привлечения
военных это фикция. Отечественный космос создавался на организационной
и технической основе Вооруженных Сил СССР.
Пилотируемый космос - ныне коммерческий проект. В
2015-2016 году американцы, прекратив полеты «Шаттла», заставят нас
утопить эту станцию, тем более, что в российском секторе 60% денег
американцев. И как только они ее утопят, мы не в состоянии будем
создать боевой разведывательный, ударный комплекс, где бы космонавты
могли работать на «Алмазе», на ТКС, на «Спирали», которая была у нас. И
таким образом, мы вообще теряем свое назначение.
Сегодня группировки космических аппаратов в интересах обеспечения действий Вооруженных Сил не существует. Во-первых,
отсутствует стратегия национальной безопасности. В Военной доктрине, я
чувствую, тоже ничего нет. И поэтому, как следствие, не может появиться
Космическая доктрина, которая является обязательной в США. А недавно
было заявление командующего ВВС Китая о милитаризации космоса. Мы же
как святые сидим, у нас космос это так, прогулки по свежему ветру.
И пока не будет Космической доктрины, которая
корреспондируется с Военной доктриной, со Стратегией национальной
безопасности - ничего не будет. Мы будем только мечтателями.
И второе, почему у нас нет военного космоса. Это
полный развал ВПК. С нас нет оптико-электроники, легированных сталей,
лаков, красок, углеродных нитей, развалено все. Хватит надувать щеки,
надо думать, как спасаться. Иначе из великой космической державы мы
превратимся во второразрядную, которая будет использовать результаты
космической деятельности других страны.
Надо довести до сознания Президента, что основная
угроза национальной безопасности России сегодня - это Сердюков и
Макаров. Их нужно убирать немедленно.
У нас пока достаточно людей грамотных, знающих толк
в оперативно-стратегическом плане, знающих вопросы мобилизационной
подготовки, перевода страны на военные рельсы, действий родов и сил
Флота, ВВС. Можем ли мы создать при Президенте Экспертную комиссию для
оценки правового, целевого, организационного, технико-экономического
содержания «реформ», для создания доктринального документа, который бы
содержал все положения, что мы хотим, кто это будет выполнять, какими
силами и средствами, какие действия мы рассчитываем вести и как нужно
строить Вооруженные Силы.
Савицкая Светлана Евгеньевна, дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по обороне.
Я согласна с теми, кто считает, что «реформа»
армии - это спланированная операция по развалу наших Вооруженных Сил.
Такая же, как с приватизацией, которую проводили Гайдар и Чубайс. Тогда
армию особо не трогали, она сама потихоньку разваливалась. А сейчас ей
помогают разваливаться спланировано.
Наш комитет начал проводить выездные заседания в войсках. Какое общее впечатление.
ВВС. Там ведь
были сосредоточены интеллектуальные силы, особенно в ПВО: заказ
техники, работа с ВПК. Сейчас профессиональный уровень падает. Что
касается летной подготовки, то налёт упал чуть ли не на 50% от
планового. Отсюда катастрофы. Объясняют: у нас же «новый облик», мы же
реформируемся, мы же переезжаем, мы сокращаемся. Конечно, это уже не 5
часов, а 50. Но забывают, что, особенно на стратегах, и 50 часов, это
копейки. Там надо летать 150 часов. Это средний уровень. Все равно это
уровень даже не поддержания летной формы.
Военно-морской флот. По ВМФ укомплектованность контрактниками (по разным флотам) от 25 до 53 %. Контрактная система провалилась.
ВДВ. Поставили
грамотного командующего. Шаманов хотя и объявляет себя приверженцем
этой реформы, но он сумел добиться, чтобы не расформировывали дивизии.
И тут же начинается накат на него, потому что он человек волевой, не
будет смотреть в рот. Это говорит о том, что наверху сидят люди,
которым не нужны волевые, боеспособные командиры высокого уровня. Им
нужны люди из породы «чего изволите».
Финансирование.
Заявили, что дополнительных денег на реформу не надо. Но целый ряд
военных госпиталей, в том числе центральных, два месяца не получают
заработную плату или ликвидируются. Объяснение то же: реформа, «новый
облик».
В прошлый раз я задала министру обороны вопрос:
почему реформа очень похожа на разработки Институт экономики
переходного периода Е. Гайдара. Позже в Минобороны эту информацию нашли
– действительно, похоже. И всё продолжается по этой схеме.
Жилье. Жильем,
конечно, не обеспечат. И не только потому, что нет денег, а потому, что
ничего не могут организовать. «Откат» они организовать могут. А
организовать даже закупки, провести конкурс не могут. Весной 2010 года
заканчивается приватизация жилья. Приватизация военнослужащими своего
постоянного жилья привязана к этому. Если закон не изменится,
приватизировать жилье они не смогут. И правительство до сих пор не дает
вносить изменения. То есть это будет опять-таки обман для
военнослужащих, они получат жилье лишь по социальному найму.
О военно-космических силах. Военные
задачи для пилотируемого космоса действительно не ставятся, как только
началась Международная станция. Были разговоры в Минобороны РФ, что все
задачи решат автоматическими спутниками. Но у американцев есть чисто
военный экипаж, один-два полета бывает в год, они решают военные задачи
именно пилотированием, они понимают, что не все решишь автоматами.
ВПК. Денег
выделено больше, но вооружения в заявленном количестве мы не получим,
потому что ВПК развален, и процесс продолжается. Сейчас очень опасный
момент. На авиационную науку ставят г-на Алешина, который был
инициатором создания Объединенной авиационной корпорации, которая
фактически ликвидировала конкуренцию в авиационных разработках. У нас
было две прекрасные фирмы, сейчас все сводится в одну, конкуренция
прекращается, качества уже не будет.
«АВТОВАЗ» он довел до ручки. Он же пролоббировал
дикое финансирование «Суперджет-100», который не известно, как будет
летать. Сейчас же г-на Алешина ставят директором «ЦАГИ» с задачей
объединить под него все авиационные исследовательские институты. Думаю,
что в итоге у нас и авиационная наука, и все институты придут к тому же
концу, что и «АВТОВАЗ».
Полковник Дмитриев Андрей Иванович, летчик-снайпер
Что представляют из себя ВВС России: это Военно-воздушные силы или Военно-воздушные слабости?
В ВВС уже давно не поступает новая техника (она с
заводов полностью уходит в зарубежные армии). Серийное производство
основных типов самолетов для авиации РФ с начала 90-х годов практически
прекратилось. Одновременно сократилось производство запасных частей,
узлов и агрегатов для ремонта. Как следствие, исправность самолетного
парка ВВС ныне держится, на мой взгляд, на уровне 30-35%. Сейчас
авиатехника считается исправной при остатке ресурса 5-10 часов и даже
меньше. Для обеспечения полетов не хватает ни техники аэродромного
обеспечения, ни водителей и механиков.
Ремонтом самолетов занимаются авиаремонтные заводы
(АРЗ) Министерства обороны. Однако Постановлением правительства РФ
создано ОАО «Оборонсервис». Все АРЗ теперь попадают под руководство
структуры ОАО «Авиаремонт». Обслуживание и ремонт авиатехники будет
осуществляться коммерческими фирмами, задачей которых является не
повышение боеготовности, а получение прибыли. Ясно, что они повысят
стоимость обслуживания и ремонта авиатехники. Коррупция не исчезнет, а,
скорее всего, прорастет в новых, еще более изощренных формах.
Перевооружение ВВС на новые самолеты планируется до
2020 года. Но на чем летать до 2020 года? Ведь если не сохранить
оставшийся авиапарк хотя бы на 5-7 лет в исправном состоянии (а это
невозможно без сохранения ремзаводов) потеряем материальную базу и
инженерно-технический состав.
По сравнению с 90-ми и началом 2000-х годов средний
налет на летчика боевой авиации в некоторых частях увеличился. Но это
произошло не только за счет обеспечения топливом, но и за счет
сокращения численности летного состава. Из-за унизительно низкого
материального обеспечения профессия летчика становится все менее
престижной. У молодых лейтенантов нет заинтересованности служить в
отдаленных гарнизонах за 15-20 тыс. рублей.
В начале июня 2009 г. начальник Генштаба Н.Макаров
на встрече с журналистами сказал: «…Теперь будем иметь столько
летчиков, сколько позволяет численность исправной техники…». По словам
генерала Макарова: «…получаем 100% частей постоянной готовности вместо
17%, как было раньше...». По этой логике, при оставшемся одном
исправном самолете нужен всего один летчик или один экипаж! И можно
смело докладывать о 100% боевой готовности ВВС России!
При этом уровень боевой подготовки авиачастей
остается крайне низким. Отсутствуют сложные виды боевого применения,
нет специализированных полигонов. Существующие полигоны оснащены в
основном устаревшей контрольно-измерительной аппаратурой. Летчики слабо
владеют навыками стрельбы управляемыми ракетами, ибо у них нет для
этого необходимой практики. Большая часть спецполигонов ВВС,
предназначенных для пусков крылатых ракет дальней и стратегической
авиации, находятся на территории Казахстана.
Руководители полетов утрачивают натренированность,
так как в летную смену зачастую поднимается в воздух не более 3-х
машин, об управлении полетами в составе всего полка и говорить не
приходится, ибо большая часть самолетов хронически неисправны.
Устарело разведывательное оборудование и средства
радиоэлектронной борьбы. Во многом из-за этих проблем, а так же из-за
неграмотного планирования операции ВВС РФ на Кавказе в августе 2008
года было потеряно (официально) 7 боевых машин. Тем не менее, Главком
ВВС Зелин получил орден «Святого Георгия» 2-ой степени. Кстати, за все
время войны в Афганистане и в двух войнах в Чечне не было потеряно ни
одного дальнего бомбардировщика Ту-22 М3.
Все конфликты последних лет с участием США показали
преимущество высокоточного оружия, как в виде крылатых ракет воздушного
базирования (КРВБ), так и корректируемых (управляемых) авиабомб в
обычном снаряжении. Между тем, за последние 15 лет арсенал боеприпасов
российских ВВС практически не изменился в лучшую сторону.
Имеющиеся на вооружении дальней и стратегической
авиации крылатые ракеты разработки начала 70-х и изготовления в
большинстве своем в начале 80-х – 90-х годов, предназначены для
применения только в ядерном варианте и имеют относительно низкую
точность попадания. Сроки хранения этих боеприпасов или уже истекли или
на грани продления. Последние разработки КРВБ в обычном снаряжении и
имеющих высокую точность попадания, или не производятся в силу развала
ВПК, или изготовлены в единичных образцах и опытных партиях,
демонстрируемых руководству страны.
Штатные средства поражения фронтовой авиации
(основного самолетного парка ВВС) составляют свободно падающие,
управляемые авиабомбы и ракеты, в основном разработанные и
произведенные в 70-х, а зачастую и в 60-х годах. Заводы практически
прекратили выпуск многих типов боеприпасов, что уже сильно ощущалось
даже в ходе операции в Чечне, когда средства поражения завозились с
долговременных баз хранения. ФГУП «Базальт» переживает не лучшие
времена. А ведь оно является головной, многопрофильной организацией по
созданию и внедрению в серийное производство боеприпасов для армии, ВВС
и ВМФ.
Однако руководство ВВС лакирует печальную
действительность, утверждая, что оснащенность ВВС позволяет успешно
решать все задачи. Обычная модернизация самолетов дальней, фронтовой и
военно-транспортной авиации преподносится, как хорошо отлаженный
процесс поступления в части «глубокомодернизированной» авиатехники. На
самом деле – по одному Ту-160 и по 15-17 Су-27 в год. При таких темпах
российские ВВС будут ждать эту технику еще 20-25 лет. К этому времени
она уже устареет.
Парк Ту-160 требует серьезной и быстрой
модернизации, если уж мы хотим и далее регулярно выполнять многочасовые
полеты на «патрулирование», которые выбивают львиную долю ресурса
двигателей и агрегатов. Необходимо в кратчайшие сроки обеспечить
госзаказ на восстановление выработанного ресурса двигателей НК-32 и
скорейшего запуска в серию двигателя НК-93 на самарском заводе (СНТК)
им. Н.Д.Кузнецова.
Однако уникальный двигатель НК-93, не имеющий
аналогов в мире в своем классе, созданный еще в 1988 году и опередившим
свое время минимум на 25 лет, до сих пор не запущен в серийное
производство. Его с нетерпением ждут в дальней, военно-транспортной и
гражданской авиации. Из-за преступно низкого финансирования предприятие
долгое время находилось в предбанкротном состоянии. По оценкам
специалистов для доведения проекта до серии требуется еще около
$150млн.
Аэродромы «подскока» для самолетов дальней и
стратегической авиации – Анадырь, Воркута, Тикси, Средний - это
аэродромы - остатки бывшей оперативной группы в Арктике (ОГА) с ВПП,
имеющими длину 3000-3500м, авиационно-техническими базами и
поисково-спасательными службами. В ближайшем будущем они будут
сокращены в рамках «реформы». Все эти аэродромы не прикрыты от авиации
противника и особенно крылатых ракет морского базирования ни
истребительной авиацией, ни наземными системами ПВО.
Катастрофически не хватает танкеров Ил-78, - всего
один полк в Рязани, который не сможет обеспечить выполнение боевой
задачи даже двум полкам стратегической авиации и только на одном
направлении театра военных действий. В качестве замены Ил-78 и Ил-78м,
которые к 2015-2020 годам будут выведены из эксплуатации, уже давно
предлагается создание самолета-заправщика Ил-96-400СЗ. МАК «Ильюшин»
предлагает построить от 20 до 40 Ил-96-400СЗ, которые по общему
критерию, учитывающему количество принимаемого на борт топлива для
дозаправки и длительность нахождения в воздухе, будут вдвое эффективнее
Ил-78 и в 1,3 раза – самого массового в ВВС США самолета-заправщика
КС-135R. Модернизация Ил-96-400СЗ в вариант Ил-196СЗ, где будут
установлены двигатели НК-93 разработки СНТК им.Кузнецова, не оставит
конкурентам никаких шансов.
Кроме того, разработчики предлагают на базе Ил-96
(Ил-196) создать воздушный пункт управления Ил-96-400ВзПУ, который
должен будет заменить устаревшие самолеты Ил-80. Предлагается на этой
же версии создать самолет радиоэлектронной разведки и противодействия,
а также самолет дальнего радиолокационного обнаружения и наведения,
аналогичный американскому AWACS типа Е-3А «Sentry». Однако воронежский
авиазавод планируют перепрофилировать под производство малых
региональных самолетов.
Самолеты Ан-124 «Руслан» также нуждаются в
модернизации и в первую очередь авиадвигателей. Однако без двигателей
Д-18Т, которые производятся в Запорожье, это будет проблематично. Тем
более, что этот двигатель неэкономичный, имеет эксплуатационные
проблемы и требует доработок. Поэтому и здесь двигатель НК-93 будет как
нигде кстати.
В настоящее время в ВВС РФ насчитывается в общей
сложности около 650 истребителей всех типов – в 2 раза меньше, чем 10
лет назад. Публично признано, что порядка 200 МиГ-29 неспособны
подняться в воздух. И это при том, что в ВВС сейчас числится всего 290
машин. Назначенный ресурс планера истребителя – 2500 часов или 20 лет
эксплуатации. После этого возможно продление еще на 1000 часов при
условии тщательной диагностики и ремонте, что российских ВВС
практически не выполняется. 275-ый АРЗ Минобороны в Краснодаре
производит капремонт считанных экземпляров, в то время как его требует
большинство машин. МиГ-29, унесший жизнь летчика из Домны, проходил
капремонт в 1997 году.
Выпуск новых МиГ-29 фактически прекращен, поставки
другим странам выполнялись за счет недособранных самолетов советского
времени – задела, который тоже иссяк. Теперь ВВС предлагаю 34
реэкспортных МиГ-29 СМТ, принимать которые у России по контракту
отказался Алжир.
На Западном стратегическом направлении есть всего
один истребительный авиаполк в Андреаполе, который передислоцируется из
хорошо обустроенного строителями ФРГ гарнизона в Курск. Такая же судьба
постигла 47-ой разведывательный авиаполк в Шаталово, который
передислоцируется в Воронеж. Теряется смысл использования
разведывательного авиаполка. Тратятся огромные бюджетные средства на
эти перемещения. Офицеры остаются без обустроенных квартир, полки
утрачивают последние элементы боеготовности, а Западное направление еще
более оголяется.
Сегодня подлетное время ударной авиации НАТО не
превышает 20-ти минут. Со стороны НАТО на этом направлении российским
ВВС противостоят более чем 2000 самолетов. И это не считая армады
крылатых ракет наземного и морского базирования.
В настоящее время уделяется много внимания
беспилотным летательным аппаратам (БПЛА) многоцелевого назначения. У
отечественной оборонки имеются перспективные образцы БПЛА различных
типов таких, как «Скат», «Дозор» и др. Однако Минобороны недавно
заявило о закупке партии БПЛА израильского производства.
Аэродромная сеть России сейчас меньше сети РСФСР
более чем в 2 раза и находиться в критическом состоянии. Более 70%
аэродромов требуют капитального ремонта или в лучшем случае
реконструкции.
Таким образом, даже неполный обзор состояния ВВС
России вынуждает сделать вывод – в нынешнем виде они не способны
полноценно защищать безопасность России, особенно в условиях
колоссального преимущества США и их союзников по НАТО в
авиационно-космических средствах нападения.
Тер-Григорьянц Норат Григорьевич – генерал-лейтенант, б.начальник управления Главного командования Сухопутных войск.
Реформы оборонной системы и ее главного элемента –
Вооруженных Сил, это нормальный процесс в любом государстве. Однако,
то, что происходит в последние годы в российских Вооруженных Силах,
вызывает беспокойство, особенно в области боевой и мобилизационной
готовности.
Как показала история, стойкость и победа в войне во
многом зависит от мобилизационных возможностей государства. Это людские
ресурсы, производственные мощности всех отраслей народного хозяйства,
запасы стратегического сырья, материалов, энергетические и финансовые
ресурсы. Основу мобилизационных возможностей составляет экономика и,
прежде всего, тяжелая промышленность, машиностроение, энергетика и
транспорт.
Во всех войнах, особенно в 1-ой и 2-ой мировых,
страны начинали войну и воевали до победы или поражения только после
громадной работы в области мобилизационной подготовки к войне всей
своей промышленности, народ, Вооруженных Сил, с целью их последующего
перевода с мирного на военное положение.
Первая мировая война. Стороны имели до 2,7 миллионов
человек в своих Армиях, они мобилизовали людской ресурс до 63 миллиона.
Вторая мировая война. Германия и сателлиты мобилизовали 21 миллион
человек, в СССР надели шинели 34 миллиона 400 тысяч человек. А сейчас в
плане Генерального Штаба мобилизационная потребность составляет всего
700 тысяч человек на всю гигантскую Россию, на все стратегические
направления: Европейское, Кавказское, Центрально-Азиатское,
Дальневосточное. Видимо, эта цифра и будет представлять второй
стратегический эшелон. А первым эшелоном названо 85 бригад. И на этом
все иссякает.
Из войны с Грузией наше военно-политическое
руководство сделало абсурдный вывод, что впредь нам предстоят только
исключительно войны такого же типа. И начали приводить армию в такое
состояние, что она даже войну с Грузией вести будет не способна.
Да, войны в малых странах типа афганской,
грузинской, иракской или югославской, ведутся малыми силами. Но и они
требуют восполнения потерь из мобилизационных резервов, постоянного
пополнения своих группировок. В Афганистан планируется перебросить до
30 тысяч войск.
В Вооруженных Силах СССР и России до введения
«нового облика» была научно обоснованная система мобилизационной
подготовки всех отраслей народного хозяйства с учетом практики
прошедших войн и изменений обстановки в мире и особенно при укреплении
НАТО и Китая. Китай до сих пор держит на Дальнем Востоке и в Забайкалье
более 20 дивизий, хотя никакого противника нет.
Вот эта система почти уже разрушена. Сегодня
мобилизационная готовность, система мобилизационной подготовки
приведены в негодность, что очень тревожно, особенно когда военные
угрозы усиливаются.
Полковник Лебедев Сергей Владимирович.
Я прослужил 34 года и четыре месяца в Вооруженных
Силах, Меня незаконно уволили без жилья. Проживаю в закрытом военном
городке. Главный удар наносится по офицерам-патриотам. Это многолетняя
война. Я не понаслышке знаю настроение офицеров. Большинство офицеров,
которые имеют головы, прекрасно осознают, что реформы, - это очередной
этап ликвидации Вооруженных Сил, подмена Армии со славными боевыми
традициями на новую Армию, при которой народ будет окончательно оторван
от Армии, Армия – от народа. Сейчас в наших Вооруженных Силах под одной
присягой, под одними знаменами служат представители двух Армий, это
Армия власовцев и Армия патриотов, которые понимают, что мы неумолимо
приближаемся к 22 июня 1941 года, только уже в ХХ1 веке.
Сегодня тысячи офицеров безжалостно изгоняются из
армии, в том числе без права на жилье, на социально-правовые гарантии.
Это делается самым подлым способом. Генералы прикрывают безобразия,
которые творятся в воинских частях и в городках.
Состояние духа офицеров, прапорщиков резко
снижается. Старшие офицеры ставятся на должности младших офицеров,
младших офицеров - старшего лейтенанта, капитана - ставят на
сержантские должности. И это еще считают за счастье. А тем, кто
сопротивляются, предлагают квартиры где-то в районе Омска. Это еще
хороший расклад, а то и вообще увольняют без жилья. При этом
прикрываются фальшивыми бумажками, которые не имеют никакого законного
основания.
Боль накапливается, но есть признаки того, что
срабатывает инстинкт самосохранения. Уже многие офицеры, которые вчера
еще «лежали» на должностях, думали, что все само рассосется, что
когда-нибудь они получат квартиры, уже начинают засучивать рукава.
400-ый приказ столкнул лбами и семьи, и всех
жителей, всех ветеранов. В закрытом городке люди не могут десятилетиями
установить законный статус жилья. Сегодня в каждой части практически
больше 100 бесквартирных, эта проблема накапливалась годами. В
железнодорожном полку 20 офицеров выгоняются буквально без жилья.
Сегодня те, кто возглавляет список очередников на
жилье, имеют длительность очереди 11-12 лет. И кормятся буквально
только одними «завтраками». Люди считают (как показывают данные опросов
офицеров), что мы живем в условиях оккупации. Люди, которые имеют
четкую позицию, уже давно это поняли. Сегодня офицеров, которые это
поняли, с каждым днем всё больше и больше.
Если будет вымыт слой офицеров-профессионалов,
патриотов, которые сегодня еще могли бы служить и приносить пользу
государству, завтра мы окажемся «обесточенными». В моей части из 140
офицерских должностей сокращено почти 80, осталось 62 офицерских
должностей, при этом (самое главное) сохранена генеральская должность
начальника. И это как откуп за то, что он согласился практически
уничтожить офицерский преподавательский и
профессорско-преподавательский состав, и создать предпосылки к тому,
чтобы в конечном итоге не было тех легендарных Краснознаменных курсов,
на которых учились десятки тысяч офицеров, начиная с 1925 года.
ГРОМАКОВ В.Ф. - генерал-лейтенант, бывший заместитель начальника Главного ракетно-артиллерийского управления Министерства обороны РФ.
Вызывает особую тревогу состояние сохранности
боеприпасов в России. Дело не только в том, что мы потеряли
производство. У нас есть запасы боеприпасов, но все арсеналы, все
окружные склады перегружены боеприпасами приблизительно в два раза. Был
вывод групп войск из Германии, Венгрии, Чехословакии. Было
колоссальнейшее сокращение Вооруженных Сил внутри России. Они
сокращались, а боеприпасы шли на склады, они перегружены. Поэтому 50%
боеприпасов на этих складах арсенала хранится на открытых площадках.
Это очень опасное хранение.
В этом году летом министр обороны переподчинил все
центральные арсеналы округам и флотам. Но флоты и округа технически не
готовы руководить этим хозяйством.
Идет разделение арсеналов на две части. Зона
хранения - это воинская часть. Техническая зона, где осуществляется
ремонт боеприпасов и их сборка - это акционерное общество.
Председателем ОАО «Оборонсервис» является министр обороны Сердюков. Он
своим приказом себя назначил. Офицеры, которые отвечают за хранение
боеприпасов, остались без технической помощи в вопросах систем тушения,
пожарной и охранной сигнализации. При этом начальник большого арсенала
получает 24 тыс.руб. А председатель акционерного общества на этом
арсенале получает более 40 тыс.руб., при этом он ни за что не отвечает.
Самое опасное в том, что продолжается утилизация
боеприпасов на действующих складах. Мы имеем уже много несчастных
случаев. В позапрошлом году в бытность нынешнего начальника Генштаба
генерала Макарова командующим Сибирским военным округом в округе
благополучно сгорели два арсенала, на которых было 10-12 тысяч вагонов
снарядов. И теперь опять же насаждается утилизация боеприпасов на
арсеналах.
Это очень опасно потому, что, во-первых, нет
технического обеспечения, нет технологии утилизации. Когда-то были
офицеры, которые умели собирать боеприпасы. Но арсеналы уже 20 лет не
занимаются сборкой боеприпасов, потому что не было заказа, они все
уволены. Теперь занимаются очень опасной работой разборкой боеприпасов
и их последующей утилизацией без документации, без технологии. Поэтому
всегда будут происходить нештатные ситуации. Наказывать будут кого
угодно, но только не тех, кто по-настоящему виноват.
После взрыва в Ульяновске сняли начальника Главного
ракетно-артиллерийского управления (ГРАУ). За взрыв на арсенале ВМФ.
Так же нельзя, это дискредитирует звание офицера, это дискредитирует
старейшую, важнейшую военную организацию России – ГРАУ, которая
создавала ракетное оружие, которая создавала космос, РВСН, ядерное
оружие.
Но Главное ракетно-артиллерийское управление
фактически разогнано, оставшиеся люди дисквалифицируются. Офицеры,
вместо того, чтобы заниматься разработкой, сопровождением разработки,
контролем за качеством разработки вооружения полгода занимается
проведением конкурсов. Потом полгода отписываются, почему они не того
назначили победителя. Они превратились в сквернейших счетоводов и
никудышных, никому не нужных юристов. Они десятилетиями не присутствуют
на испытаниях оружия. Они дисквалифицированы полностью.
Их собрали теперь из видов Вооруженных Сил под
знамена замминистра по вооружению. Как это главком вида Вооруженных Сил
не должен влиять на своего подчиненного, который разрабатывает
техническое задание на вооружение, которое нужно ему, как главкому.
Начальник Генштаб высказал светлую идею: давайте с целью борьбы с
коррупцией заниматься ротацией военпредов. Раньше он делал боеприпасы,
теперь будет делать самолеты. Раньше он делал самолеты, теперь пусть
проверяет, как делают подводную лодку. Даже в плохом сне это нельзя
придумать.
Полковник Болотов Виктор Кимович, кандидат технических наук
Реформа армии, вылившаяся в ее
коммерциализацию, затронула и Тыл Вооруженных Сил - совокупность
воинских соединений и частей, подразделений и учреждений,
осуществляющих тыловое и техническое обеспечение войск и сил флота.
Главным аргументом для создания ОАО «Оборонсервис»
была необходимость выведения из структуры Минобороны объектов
непрофильной хозяйственной деятельности, передачи их в руки эффективных
собственников, что повысит конкурентоспособность и возможность
привлечения средств. В общем, в отсутствие Военной доктрины в армию
широко внедряются понятия приватизация, рынок и конкурентоспособность.
Коротко о содержании президентского Указа о создании «Оборонсервиса». Первое,
что обращает на себя внимание это несоответствие объема (Указ небольшой
- всего 4 статьи) и содержания (это одни общие концептуальные фразы)
его масштабам последствий. Ведь из структуры Министерства обороны
выводится имущество и недвижимость на сумму более триллиона рублей(!),
а сотни миллиардов бюджетных денег, выделенных на оборону, уйдут в
коммерческую структуру, хотя и государственную. Открываются неслыханные
возможности по бесконтрольной распродаже, разворовыванию и коррупции в
армейских структурах.
Второе.
Отсутствует четкое положение о подчиненности "Оборонсервиса", его роли
и месте в общей системе Минобороны. Главный принцип армии - принцип
единоначалия. Но ОАО «Оборонсервис» руководит Совет директоров. Что у
них будет главной задачей? В любом уставе ОАО написано - получение
прибыли. В Указе Президента приоритетное направление деятельности
обозначено еще интереснее - координация и взаимодействие входящих
структур в интересах Вооруженных Сил, государственных и иных
заказчиков, включая иностранных. Но что это за «интересы иных и
иностранных заказчиков»? Кто больше заплатит? НАТО.
Третье. Тезис о
непрофильных организациях, занимающихся хозяйственной деятельностью,
выглядит чудовищно, когда знакомишься с приложением к Указу, в котором
перечислены эти объекты (всего 316). Это заводы и базы по ремонту и
хранению вооружения и военно-технического имущества, научно-технические
центры, конструкторские бюро, проектные и научно-исследовательские
институты, арсеналы и склады вооружения. А ведь говорили о гостиницах,
военторгах, базах отдыха и санаториях.
Процесс превращения армии в "торговую лавку"
набирает обороты. В Госдуме уже обсуждается вопросы о предоставлении
статуса юридического лица штабам армий и дивизий. Видимо, в ближайшее
время наряду с нефтяными и газовыми, алюминиевыми и другими олигархами
появилась и новая плеяда - олигархов от Минобороны. 8 октября 2009 года
"Оборонсервис" зарегистрировал выпуск акций общим объемом 10,5 млрд.
рублей.
Что можно ожидать от «реформы» Тыла Вооруженных Сил:
- Все финансовые потоки ОАО замыкаются внутри этой
структуры, их судьба, а также ценообразование услуг может стать
бесконтрольным.
- От 10 до 30% предприятий МО РФ находятся на грани
банкротства и имеют огромные долги, держатся только на помощи
государства. Войдя в "Оборонсервис", судьба их будет предрешена
законами рыночной экономики.
- Обостряется вопрос о безопасности военных
объектов, включая объекты особой важности. Они будут выведены из
военных структур, охранять их будут всевозможные ЧОПы, а представителей
госбезопасности вообще туда не пустят. Трудно себе представить и режим
работы этих, теперь сугубо гражданских, организаций в период военного
времени - по Трудовому Кодексу? До 18.00 и с двумя выходными днями в
неделю?
Взрывы складов и арсеналов, катастрофы военных
транспортных самолетов, уже давно осуществляющих только чартерные
рейсы, все это - начало деятельности Российской Армии в ее "новом
облике". Армия, состоящая из торговцев и олигархов, не нужна стране и
даже опасна, более того - такая армия никогда и ничего не выигрывала.
Еще один достаточно узкий, но имеющий огромное
значение вопрос. Известно, что весь процесс обоснования перспектив
развития, облика и технических характеристик комплексов и образцов
вооружения и военной техники традиционно базируется на исследованиях
научных учреждений Министерства обороны. В основе решений лежат
компьютерные программы по моделированию военных действий различного
уровня и масштабов.
Так вот, созданные лучшими умами военных ученых
математические модели, которые, в том числе, для принятия оперативных
решений - имеются и на уровне центров управлений и Генерального штаба,
теперь надо…выбросить. Почему? Да потому, что в этих моделях не
используются такие основополагающие для нового облика армии параметры,
как - курс доллара и евро, инфляция, котировки акций "Оборонсервиса" на
фондовых рынках, тарифы услуг, проценты по кредитам. Ну, а если завести
это все в целевые функции, то критерии принятия решений будут совсем
другими. И великий лозунг прославленного Верховного Главнокомандующего
Советской Армии - "Наше дело правое! Победа будет за нами!", для армии
«нового облика» должен звучать по-другому: - "Наше дело правое! Прибыль
будет за нами!"
Что касается оценки произошедшей трансформации Тыла Вооруженных Сил, считаю это дело Военной прокуратуры и Счетной палаты.
Полковник Жилкин Алексей Тимофеевич,
заместитель председателя Совета депутатов Марковского сельского
поселения (Пермский край). Это великолепный городок, построенный с нуля
на деньги РФГ, который тоже уничтожается и разрушается.
В соответствии с директивой министра обороны от 23
октября 2008 года 1 декабря 2009 года 5967 БХВТ (бывшая 16-я
гвардейская танковая дивизия) и военный госпиталь, которые расположен в
нашем городке расформированы.
Этим воинским частям не нашлось места в «новом
облике» Вооруженных Сил. И на их примере можно сделать однозначный
вывод. «Новый облик» такими варварскими методами, какими он проводится
Министерством обороны и который свелся только к одному – расформировать
или, если это возможно, продать.
Почему я делаю такой вывод?
Зная заранее, что будет реформирована 5967 БХВТ (т),
на её базе в сентябре 2008 года на учениях «Стабильность-2008»
разворачивается танковая дивизия до полного штата, затрачиваются
большие средства, изымают из производства более 12 тысяч человек, по
итогам года дивизия (БХВТ) заняла первое место среди соединений и
частей 2А, и тут же, переходя на «новый облик» Вооруженных Сил,
уничтожаются результаты этого труда.
Весь этот год вместо кропотливой работы все
находились в режиме ожидания. И только 11 ноября 2009 года приказом
командующего войсками округа была создана ликвидационная комиссия, а 13
ноября представлены предложения в правительство Пермского края по
составу рабочей группы по вопросам дальнейшего использования военного
городка, и на этом все закончилось.
По приказу или из страха остаться за бортом «нового
облика» Вооруженных Сил все временно исполняющие обязанности
начальников довольствующих служб округа ими были выданы справки об
отсутствии за БХВТ каких-либо материальных средств и ликвидационный акт
подписан председателем комиссии 20 ноября 2009 года. Министру обороны
доложили, что часть прекратила свое существование с 1 декабря 2009
года. А на самом деле:
- склады с оружием (около 700 единиц техники, из них
433 единицы бронетанковой техники, контрольно-пропускной пункт остались
без охраны, так как ВОХР, который охранял, расформирован, а
альтернативы ему не создана;
- денежные средства на перевозку и передачу техники
выделяются с большим опозданием, и только после неоднократных
напоминаний три последних транспорта с техникой были отправлены спустя
несколько суток;
- все офицеры, прапорщики, военнослужащие по контракту выведены за штат и их дальнейшая судьба не определена;
- имеется негласное указание военнослужащих, под любым предлогом увольнять по статье «несоблюдение контракта»;
- из-за отсутствия денежных средств не рассчитаны
военнослужащие, подлежащие увольнению в запас, отсутствует более 20
личных дел увольняемых.
Как решили проблему? Прикомандировали более 200
военнослужащих из других частей. Но что получилось. Так как гражданский
персонал был уволен 30 числа, то эти военнослужащие остались без связи,
горячего питания, медицинского и банно-прачечного обслуживания, так как
узел связи не работает, столовая не работает.
Не решен вопрос детского ведомственного сада. У нас
170 детей там воспитывается. Но сейчас неизвестно что будет, потому что
часть прекратила свое существование, а он относился к этой части.
Нет никакого решения по военному госпиталю. То он
передается безвозмездно со всем оборудованием в собственность Пермского
края, то уже 1 декабря, когда мы здесь находились, уже было всё
отменено и планируется его реализация. Охрана госпиталя отсутствует.
С расформированием этих частей жители нашего
военного городка Марковское сельское поселение лишились работы,
экстренной медицинской помощи, в результате чего у нас умерло уже 5
человек, так как скорая помощь не могла прибыть во время, у нас 24 км
до городской больницы. У нас отсутствует городская и междугородняя
телефонная связь, нет выхода в Интернет. Почему? Потому что наша АТС на
3 тысячи номеров продана какой-то коммерческой структуре. Пытались
продать электрические сети конторе, расположенной в поселке «Заветы
Ильича» в Приморье. И так можно продолжать бесконечно.
Мы видим причины в следующем. Министерство обороны
забыло об одной из своих задач – это обеспечение социальной защиты
военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил и граждан,
уволенных с военной службы, и членов их семей.
Воинская часть, военный госпиталь и КЭЧ – наши
градообразующие предприятия. Ликвидировав их и не создав ничего взамен,
Министерство обороны бросило своих военнослужащих на произвол судьбы,
так как предварительный анализ последствий расформирования наших частей
не был проведен и до настоящего времени не определен механизм передачи
городка в муниципалитет, а также сроки, механизм передачи
имущественного комплекса не определены.
Полковник Палалога Николай Васильевич, председатель комитета ветеранов войны и военной службы бывшего авиационного Шаталовского гарнизона (Смоленск),
Нашу борьбу с развалом Вооруженных Сил ветераны
Шаталовского гарнизона начали с марта 2008 года. Ветераны войны и
военной службы гарнизона «Шаталово», руководствуясь гражданской
ответственностью, в своих обращениях ко всем инстанциям
государственного управления высказывали свою озабоченность по вопросу
обороноспособности нашего государства в западном направлении и
перебазирования 47 отдельного разведывательного полка в город Воронеж.
За много лет воинской службы мы были свидетелями
нескольких реорганизаций, проводимых в ВВС, но более непонятной
реформы, чем нынешняя, мы не видели. Нам представляется, что идет
планомерное уничтожение ВВС. Сосредоточение в одном месте большого
количества частей ВВС всегда чревато большими потерями при боевых
действиях. На южном направлении от Москвы авиационные части
сосредоточены в Липецке, Бутурлиновке, Борисоглебске, Воронеже, Курске,
на западе – в Кубинке. Реально боеготовными, на наш взгляд, являются
части в Липецке и Бутурлиновке, которые, по слухам, должны быть
расформированы в штурмовики.
Авиатехника, состоящая на вооружении, выработала
свой ресурс. Приведу пример по 47 полку. Имеется 12 СУ-24, 8 – МИГ-25 и
СУ-24. Пять бортов имеют ресурс после капитального ремонта до 1000
часов, четыре борта – до 400, это условно, один борт существует как
донор, еще не перебазирован и один борт – на ремонте. Проблема в том,
что полностью отсутствуют блоки по замене авиационного оборудования,
пилотажно-авиационного комплекса, топливных систем.
На сегодняшний день данные самолеты находятся в
Воронеже, а числятся по документации в полку 36795, 47-ом, который
находится в «Шаталово». То есть, абсолютный абсурд!
Инженер авиационной эскадрильи, который выведен за
штат, еще не сдал эти самолеты в 7000-ю базу, которая организовывается
в Воронеже. В первой декаде декабря 2009 года, по последним данным, в
7-тысячной базе Воронежа планируется выполнить полет двух самолетов
СУ-24МР, которые перебазированы в «Шаталово». Эскадрилья МиГ-25,
которая перебазировалась, это восемь самолетов, два МиГ-25 - учебных, у
которых полностью отсутствует летный ресурс.
Ресурс шести МиГ-25 выработан на 90%. На сегодняшний
день девять МиГ-25, оставшихся на аэродроме «Шаталово», брошены на
произвол на судьбы. Это никому не нужно, охраны нет, ничего нет, база
расформирована. Перегонка самолетов СУ-24, МиГ-25 с аэродрома
«Шаталово» на Воронеж производилась следующим образом. Перегоняется
самолет, снимаются двигатели, двигатели перевозятся военным транспортом
на «Шаталово», устанавливаются на самолеты, делается облет и
перегоняются.
Следующий самолет. А все доложено, все «в шоколаде».
Какой это «шоколад»? Перебазирование считалось до 1 октября, но не
закончилось по данный момент. Руководству доложено, что все сделано в
срок.
В единственном авиационном училище, которое
существует на сегодняшний день, выпускается где-то 150 летчиков, это на
все типы самолетов. Из них 20 летчиков, которые выпускаются на МиГ-25 и
два - на СУ-25, остальные выпускаются на Л-39, то есть, страны уже нет,
ресурс выработан полностью Л-39. Л-39 допускается с трещинами. К чему
мы идем? Не понятно!
Обещанные самолеты ЯК-130, МиГ-АТ, обещанные 20-ью
годами ранее, так и не поступают на вооружение. О какой боеготовности и
обороноспособности можно вести речь при даже таком беглом анализе
состояния авиационной техники? Я уже не говорю об уровне подготовки
летного состава. Считается за счастье в год налетать пять часов. В свое
время я налетывал в год 180-210 часов на истребителе.
Социальный блок.
С проведением реорганизации в гарнизоне возросла
социальная напряженность, вызванная озлобленностью личного состава на
данное мероприятие, которое привело к безработице 1500 человек, а в
гарнизоне числится 4 тысячи человек. Процесс увольнения гражданских
сопровождается нарушением и попиранием всех законов. Например,
беременных женщин-военнослужащих заставляют писать рапорта на
увольнение по собственному желанию.
В гарнизон пришло по распределению 19 квартир -
Чехов, Ярославль – 6 квартир, Курск – 6 квартир и около 30 жилищных
сертификатов. На сегодняшний день подтверждение жилищных сертификатов -
пять. Получили офицеры, у которых выслуга от 20 до 24 лет. Офицеры,
которые имеют выслугу (это не в льготном исчислении, в календарном) 25
лет и выше, никто не получил. Парадокс!
Из обращений военнослужащих, ветеранов Вооруженных
Сил в комитет нам стало известно о фактах хищения, приписки «мертвых
душ» на рабочих местах, различные махинации с жилищным фондом
гарнизона. По данному обращению, переданному в прокуратуру, работает
комиссия прокуратуры.
Необходимо отметить, что офицеры-отставники,
уволенные 18 лет назад, сертификатов не получили. Оказывается, они
отнесены к четвертой категории. Но я думаю, эта четвертая категория - 2
м х70 см. Беспредел!
При распределении жилья со стороны командира 40823
(я могу назвать, история должна знать своих «героев», это начальник
управления домоуправления Тенякова, начальник Кубинского КЭЧ, инженер
Кубинского КЭЧ Смирнова Татьяна Алексеевна, которая обвиняется в
откате. Сертификаты, положенные офицерам, получают лица, которые не
имеют никакого отношения не только к воинской службе, но и к жилью в
гарнизоне. На таком принципе разбазарено 30 % жилищного фонда
гарнизона. То есть живут люди, которые никакого отношения к воинской
службе не имеют.
Конкретные предложения. Для офицеров-отставников.
Вернуть жилищный фонд, допустим, Шаталовского гарнизона с Кубинского
КЭЧ в Смоленскую КЭЧ.
Создать единую систему распределения жилья для
военнослужащих, и чтобы учитывались сроки пребывания на военной службе,
воинские звания, государственные награды, заслуги перед Отечеством и
сроки увольнения.
Первоочередники на обеспечение жильем - лица, имеющих выслугу 25 календарных лет и более.
Данная система должна иметь общую электронную базу и обратную связь с домоуправлениями на местах.
Каждый увольняемый военнослужащий и уволенный пенсионер, не имеющий жилую площадь, должен знать свою очередность.
Для исключения обходных путей в незаконном получении
жилья, для контроля прилечь общественные организации гарнизона,
ветеранские организации, женсоветы и могут быть другие предложения.
Все эти недостатки – следствие планомерного
разрушения армии и флота старшим лейтенантом запаса, министром обороны
Анатолием Эдуардовичем Сердюковым. Было бы большой ошибкой думать, что
причиной очевидного разрушения Вооруженных Сил является
некомпетентность. На самом деле это очень профессионально
спланированная акция. Сегодняшний офицерский корпус в табеле ранга
общества находится где-то между бомжами и гастарбайтерами. Такое
отношение к военнослужащим и военным пенсионерам Вооруженных Сил
Верховного главнокомандующего Российской Федерации и министра обороны
приводит к моральному разложению армии, потере обороноспособности и
доверия к власти.
Зюганов
Мы сегодня разобрали ситуацию
от Военной доктрины, оперативно-стратегических вопросов до состояния
военных городков и социальной политики руководства страны.
Но я не хотел бы, чтобы вы сводили главных
виновников к министру обороны и его начальнику Генштаба. Они
предлагаются главой правительства и утверждаются президентом. Я далек
от мысли, что они ничего не знают о реальном состоянии, потому что не
одну записку, не один материал я лично вручал. Но если они не слышат,
то мы должны включать все возможные формы общественного воздействия,
чтобы остановить развал Армии - самого сложного организма любого
государства.
Считаю, что военно-стратегическая ситуация в мире
резко меняется, угрозы не сокращаются, а нарастают. И мы должны все
сделать для того, чтобы поддержать в это ответственное время Армию и
людей, которые носят погоны, которые призваны защищать свою державу.
Со своей стороны, все, что можно для этих целей, мы сделаем.
Все статьи раздела "Защитим армию - спасём Россию"