«Булава» летает бумерангом
Дата: 03/02/2009
Тема:


Почему неудачи преследуют российских ракетчиков?

На орбиту из рогатки
На исходе прошлого года провалом завершилось испытание нашей новой стратегической морской ракеты «Булава». После запуска с подводной лодки из акватории Белого моря, по заявлению морского штаба, произошел сбой в работе системы управления, ракета изменила курс и тогда с пункта управления дали команду на самоликвидацию. То есть, случись это в реальных боевых условиях, приземлиться боеголовка могла бы рядом с командным пунктом.
Но в верхах, похоже, никакого беспокойства не испытывают. Официальное лицо сообщало об очередной неудаче с улыбкой идиота, присутствующего на похоронах. Хотя статистика довольно печальная – из десяти пробных запусков «Булавы» половина закончилась неудачей, а в 2009 году эту ракету уже собираются принимать на вооружение.
А командующий Ракетными войсками генерал-полковник Соловцов не так давно заявил, что на боевое дежурство у нас в год будут ставиться от 3 до 6–9 ракет «Тополь-М». Это означает, что новые «Тополя» у нас сейчас такая же редкость, как пальмы в Антарктиде.
Всего же в середине 2008 года на боевом дежурстве находились 415 ракетных комплексов четырех различных типов, которые были способны нести 1575 ядерных боезарядов.
Из них, по признанию командующего РВСН, более половины уже выработали свой гарантийный срок. И, значит, теперь несут боевую службу уже, что называется, только «на честном слове». Точнее сказать, на честном слове специалистов, которые уже неоднократно продлевали им сроки эксплуатации.
В результате сейчас мирный труд российских граждан защищают в основном ракеты-ветераны, которые в советские времена уже давно бы отправили на заслуженный отдых.
И перспективы не радуют. Поскольку вместо 4 типов ракет к 2010 году у нас на вооружении останется только один.
Прежде на страже мира у нас стояли РС-18 – одни из самых совершенных баллистических ракет, грозные РС-20 («Сатана» по натовской классификации) – самые мощные ракеты в мире, ночной кошмар американских генералов, поскольку защиты от нее просто не существует, а также неуловимые железнодорожные ракетные комплексы (ЖДРК) с ракетами РС-22.
А через пару-тройку лет из всего былого могущества останется у нас только «Тополь-М» вместе со своей капризной сестрой «Булавой». И если уж использовать заложенную в названии былинно-сказочную терминологию, то это все равно как если бы на смену ушедшим на покой трем богатырям с картины Васнецова охранять рубежи Родины явился Мальчик-с-пальчик на пару с Дюймовочкой.
Просто потому, что эта семейная пара «Тополь-М» и «Булава» вопреки казенному оптимизму, по мнению специалистов, – не бог весть что в ракетной технике, не луч света в темном царстве.
Поскольку, как записано в официальных документах, «ракета «Тополь-М» создавалась как модернизация РС-12М, поэтому массогабаритные характеристики и некоторые особенности конструкции жестко ограничены условиями модернизации, определенными Договором СНВ-1».
А эти ограничения (отдадим должное американцам – не зря у них в Пентагоне хлеб едят) просто драконовские. Так, раз это «модернизация», то нельзя, например, стартовый вес РС-12 превзойти более чем на 10%, или, например, диаметр первой ступени не должен отличаться от прототипа более чем на 5%, ну и так далее. Так что если в рамках этого договора создавать спутник, как модификацию метательных машин, то запускать в космос его пришлось бы из рогатки.
Понятно, что в таком прокрустовом ложе шедевр ракетной техники не создашь. Верно, потому что характеристики «Тополей» оказались даже хуже, чем у американских ракет «Минитмент», которые уже давно поседели на своем боевом посту. А «Булава» уступает американской ракете «Трайдент 2», поставленной на вооружение еще в 90-е годы.
Так на что же надеются в Кремле, излучая неиссякаемый оптимизм? Оказывается, есть у «Булавы» и «Тополей», по крайней мере, один заветный секрет.
Генеральный конструктор новых ракет Ю.С.Соломонов утвер­ждает: «эта ракета способна с высокой вероятностью преодолевать все мыслимые и немыслимые системы противоракетной обороны, в том числе с элементами космического базирования».
Известно, что и «Тополь», и «Булава» способны на гиперзвуковой скорости совершать такие крутые и непредсказуемые маневры по курсу и высоте, что антиракеты противника не способны их повторить. Просто потому, что антиракеты должны повторять эти маневры с перегрузкой в 2–3 раза выше, а это уже находится за пределами возможностей современной науки.
Но здесь уместно вспомнить, что идея этих ракет появилась еще в советские годы как ответ на американские планы развертывания глобальной ПРО. В феврале 1987 года вышло постановление Правительства CCCР №173-45, которым предписывалось создать ракетный комплекс «Альбатрос», в котором: «…трехступенчатая твердотопливная ракета «Альбатрос» должна быть оснащена планирующим крылатым боевым блоком с ядерным зарядом, способным при подлете к цели на достаточно низкой высоте совершать предельное по (…) и перегрузкам маневры…»
По данным зарубежных открытых источников, такая боеголовка преодолевает американскую ПРО с вероятностью 80%. Таким образом, практически вся ядерная начинка попадает к заокеанскому заказчику в целости и сохранности. И пусть потом не говорят, что наша почта плохо работает.
Так что современное «чудо-оружие» базируется на достижениях советской науки. Правда, возникает вопрос: надолго ли советского наследства хватит?
Тайные пружины разрухи
Впрочем, и наследство мы сегодня бережно не храним.
В распоряжении нашей газеты оказались два документа.
Первый – это письмо от 16.10.08 г., адресованное генеральному директору ФГУП ЦНИИМ Петрову от ФГУП «Воткинский завод». Для справки: Воткинский завод – это единственное в России предприятие, на котором создают новые стратегические ракеты «Тополь-М» и «Булава», а ЦНИИМ – это расположенный в Санкт-Петербурге институт спецматериалов, на котором изготавливают уникальные и не имеющие в мире аналогов детали для этих ракет.
А вот текст с необходимыми сокращениями: «В соответствии с дополнительным соглашением №2 (…) на ФГУП «Воткинский завод» для изделий (…) в октябре 2008 года ФГУП ЦНИИМ должен поставить комплектующие трех наименований в количестве (…) В проекте дополнительного соглашения №3 (…) срок изготовления комплектующих предлагается перенести на декабрь 2008 года, что является недопустимым для нашего предприятия, так как влечет за собой срыв сроков изготовления вышеуказанных изделий спецтехники (выделено мною. – С.И.). Прошу произвести отгрузку комплектующих в соответствии с дополнительным соглашением №2 в октябре 2008 года. С уважением  (фамилия)».
Не раскрывая никаких секретов, поясним, что под словом «спецтехника» скрываются все те же «Тополь-М» и «Булава», а ФГУП ЦНИИМ – это единственное место в России, где производятся незаменимые детали для системы управления наших новых ракет.
И за счет использования этих деталей наши ракеты и могут совершать такие головокружительные кульбиты, обходя вражескую ПРО. Как сказано в открытых источниках: «Управление полетом осуществляется за счет принципиально новых поворотных газоструйных и решетчатых аэродинамических рулей. Используются не имеющие аналогов сопловые аппараты твердотопливных двигателей…».
А в процитированном письме просто-напросто говорится, что если ФГУП ЦНИИМ в октябре не поставит детали, то выпуск стратегических ракет будет сорван. А это, в свою очередь, означает, что обещание командующего РВСН генерал-полковника Соловцова «от 3 до 6–9 ракет в год» надо снабдить большим знаком вопроса.
А теперь второе письмо от 11.01.2009 года, адресованное генеральному директору ФГУП ЦНИИМ Петрову. Обратите внимание на дату – спустя 3 месяца после первого. Текст: «В 2008 году ФГУП ЦНИИМ в рамках гособоронзаказа (…) для ФГУП «Воткинский завод» выполнялись работы по изготовлению и поставке комплектующих девяти наименований (…) для изделий №№(…)
Сроки выполнения указанных работ в 2008 году ФГУП ЦНИИМ не были соблюдены, что привело к переносу срока выполнения вышеуказанных договоров на январь 2009 года (выделено мною. – С.И.). До настоящего времени допсоглашения на перенос сроков исполнения не оформлены …
(Фамилия)».
Итак, из второго письма следует, что и три месяца спустя «воз и ныне там», следовательно, имеют право на существование самые мрачные прогнозы относительно надежности нашего ракетно-ядерного щита.
Так в чем же дело? Что, повальный столбняк поразил всех сотрудников ЦНИИМ, если из-за него под угрозу ставится обороноспособность страны?
Это все равно как если бы президенту не доставили вовремя «ядерный чемоданчик», поскольку слесарь не успел приделать к нему ручку.
Если бы все это происходило в 30–50-е годы, то лечением такого массового паралича занималось одно компетентное учреждение: «всем заболевшим трудотерапия на срок от 10 до 25 лет, руководству – без права переписки». И давало поразительный эффект! А теперь?
А теперь давайте разберемся. Как утверждают специалисты, технология экстремальных процессов – явление очень тонкое. И когда создается материал с экстремальными свойствами, то это не поточное производство, а сплав передовой науки и ювелирного мастерства. Научить такой технологии невозможно, как нельзя подмастерье «выучить на Фаберже».
В ЦНИИМ долгие годы шли к созданию специальных материалов с экстремальными свойствами, и если теперь этот институт по какой-либо причине загнется, то восстанавливать все на новом месте – это годы, и годы, и годы, потерянные для страны. Все равно, что возводить Атомград по соседству с Северным полюсом.
Значит, старая дилемма – «будем лечить или пусть живет?» – должна решаться в положительном смысле.
«Кадры решают всё»
Так вот, в конце прошлого года выпуск ракет был поставлен под угрозу срыва из-за того, что комплектующие вовремя не доставили. А без этих комплектующих наши «Тополя» с «Булавами» если и полетят, то неведомо где приземлятся. Не исключено даже, что и в пределах московского Садового кольца.
И ведь нельзя сказать, что для руководителей страны эта ситуация оказалась полной неожиданностью, словно ядерный гром среди ясного неба. Ничего подобного, потому что еще в октябре 2008 года коллектив института сигнализировал о надвигающейся опасности, и – кому? Путину! Вот что писали они в своем письме: «…до настоящего времени не приобретены в полном объеме необходимые для работы материалы и не были выплачены авансы соисполнителям (только по госзаказам на сумму около 6 млн руб.), из-за чего возникла угроза срыва выполнения работ по госзаказам…»
Справедливости ради надо отметить, что еще не так давно тот же Путин живо откликнулся на беды института. Не случайно последнее письмо сотрудников института начинается словами: «Глубокоуважаемый Владимир Владимирович! Благодарим Вас за помощь по предотвращению банкротства ФГУП ЦНИИМ…»
В свое время наша газета уже писала о проблемах, которые лихорадят этот важнейший для страны научный институт (см. статья «Булава на конной тяге». «Советская Россия» от 11 октября 2005 года). Тогда в Кремле отреагировали быстро, прибыла комиссия администрации президента, институт уберегли от банкротства и, самое главное, поменяли скомпрометировавшее себя руководство института.
И дело после этого пошло на лад, что лишний раз подтверждает известный тезис «кадры решают все». Особенно, если это кадры руководящие.
Во главе института тогда поставили военного человека, генерал-лейтенанта Н.И.Перевозчикова, для которого безопасность страны не была отвлеченным понятием. Он за короткий срок вывел институт из провала.
Вот что по этому поводу сами сотрудники института писали Путину: «В 2005 году в связи с Вашим поручением не допустить банкротства ФГУП ЦНИИМ, произошла замена руководителей института… Новому руководству и коллективу удалось вывести институт из предбанкротного состояния, успешно справиться с выполнением госзаказов 2006 и 2007 годов, рассчитаться с долгами по налогам и заработной плате, доставшимся в наследство от прошлых лет. Впервые за многие годы институт приступил к переоснащению научных лабораторий и формированию программы перспективных научных работ, при этом существенно (примерно на 60%) был увеличен объем работ, в том числе по госзаказу».
Ну просто рождественская сказка со счастливым концом!
Увы, точку здесь поставить нельзя, потому что вторая часть рождественской сказки проникнута другим извечным отечественным литературным мотивом: «Жалует царь, да не жалует псарь». Псарь же, в терминах далекой старины, – это ответственный чиновник царской администрации, курировавший четвероногих силовиков.
И с ЦНИИМ поступили в лучших отечественных традициях боярско-чиновнического самодурства. Директора, который вытащил оборонный институт из финансовой ямы, просто приказом из Москвы вышвырнули вон. И теперь генералу остается только утешаться афоризмом: «Не настало у нас еще время, когда можно безнаказанно служить своему Отечеству».
В институт назначили нового директора, который, к слову сказать, за последние 20 лет сменил 11 должностей (!). То есть на каждой в среднем пребывал менее 2 лет.
 Вот что по этому поводу пишет, обращаясь к Б.Грызлову, такой осведомленный человек, как генеральный конструктор наших стратегических ракет «Тополь-М» и «Булава» Ю.С.Соломонов (01.10.2008 г.): «Нас беспокоит то обстоятельство, что ФГУП ЦНИИМ является серийным поставщиком комплектующих для изделий «Тополь-М» и «Булава» и нестабильная обстановка в институте отрицательно сказывается на сроках поставки комплектующих для указанных выше изделий.
В настоящее время институт находится в предбанкротном и нестабильном состоянии. Это связано с незаконным снятием с должности генерального директора Н.И.Перевозчикова и назначением без проведения конкурса (5-й генеральный директор за 5 лет) П.Г.Петрова, которому коллектив института выразил свое недоверие (выделено мною. – С.И.). Разрушение многопрофильного материаловедческого института ФГУП ЦНИИМ нанесет большой ущерб обороноспособности России».
Так вот у нас спасают от одного банкротства путем доведения до следующего. И кого? Ценнейший оборонный институт! Это все равно что лечить от насморка при помощи электрического стула.
Но, может быть, просто напраслину возводят на нового директора? Ученые сами отвечают на этот вопрос и мы здесь просто процитируем их письмо премьер-министру (поскольку ведь у власти нет тайн от народа): «…Новый руководитель не понял, какие задачи ставит государство перед материаловедческими институтами, не сосредоточил усилия на переоснащении лабораторий и на решении прорывных материаловедческих задач. Он стал бессистемно расходовать средства, постоянно без участия научно-технического совета (НТС) изменять структуру и увеличивать численность аппарата управления. Вошел в конфронтацию с научным коллективом и профсоюзной организацией...
…около 30 млн рублей были потрачены на второстепенные задачи (ремонт офисных помещений, обновление мебели и приобретение вычислительной техники для сотрудников расширяющегося аппарата управления, создание системы видеонаблюдения по территории и т.п.).
…Нарушается инструкция по порядку приема сотрудников на работу на предприятия оборонной промышленности. В качестве новых советников и заместителей генерального директора, определяющих политику в институте и допущенных к широкому кругу вопросов, используются люди, не имеющие допуска к секретным работам…» Ну и дальше все в том же духе. А в итоге под угрозой выпуск стратегических ракет – только и всего.
Есть, однако, и еще одна версия происшедшего. Смена директора очень близко совпадает с попыткой приватизировать ЦНИИМ.
Как головное оборонное предприятие ФГУП ЦНИИМ по закону не подлежал приватизации. Но это же явный непорядок – такие здания, площади и без всякого частного интереса! Птенцы чубайсова гнезда, конечно, не могли спокойно смотреть на такое безобразие.
Что же было дальше? А дальше, как пишут сотрудники института, обращаясь к Путину: «Институт без согласия генерального директора Н.И.Перевозчикова и коллектива исключили из списка предприятий, не подлежащих приватизации, и включили в Корпорацию ОАО «НПК Уралвагонзавод». Так вот, видимо, почему надо было любыми путями убрать строптивого директора! Мешал победному маршу приватизации по развалинам оборонки.
У всех знакомых с проблемой людей это решение вызвало шок, поскольку на оборонные заказы ФГУП ЦНИИМ выполняет 80% своих работ и лишь 1–2% своих работ делает для Уралвагонзавода. Это все равно как если бы аэрокосмическое предприятие под управлением академика Королева подчинить Министерству местной промышленности лишь на том основании, что в одном из цехов из отходов штампуют детские ночные горшки.
Зачем же это было сделано? И на это знают ответ ученые злосчастного института: «Включение института в корпорацию (ОАО) позволит на законных основаниях произвести любые реорганизации института и смену его руководства, реализовать его здания и сооружения. О последнем свидетельствует письмо управления по обычным вооружениям от 26.12.2007 г. №03.2927…»
Запускать механизм приватизации в оборонке, это все равно что устраивать праздничный фейерверк на территории бензохранилища. Результат, во всяком случае, получается один и тот же.
Сергей ИВАНОВ.
Санкт-Петербург.





Это статья Официальный сайт газеты Советская Россия
http://www.sovross.ru

URL этой статьи:
http://www.sovross.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=4618