Беглый взгляд на некоторые ракетные шахты РВСН, практически через призму коллиматорного прицела орудий рекультивации.
Точка которой нет.
Или небольшой рассказ о затерянных в лесах объектах РВСН, которых как бы и не существует.
Список лесных полянок:
Межконтинентальные ракеты (для целей на територии США):
- Рекультивированный шахтный пусковой комплекс "Десна-В" МБР Р-9А
- Шахтный пусковой комплекс "Десна-В" МБР Р-9А
- Наземный пусковой комплекс "Долина" МБР Р-9А
- Шахтный пусковой комплекс МБР Р-16
- Унифицированный шахтный пусковой комплекс МБР УР-100НУТТХ
- Унифицированный шахтный командный пункт МБР УР-100НУТТХ
Средняя дальность (для целей в Европе и в сопредельных СССР государствах):
- Шахтный пусковой комплекс МБР Р-12у
- Шахтный пусковой комплекс МБР Р-14у
Итак, что же рассказать? Технические описания и расшифровка назначения помещения - банально… По этому, просто коротенько расскажу как было.
...Все время где то на периферии сознания были сомнения: оно или не оно? Объект или лесная вырубка? Ноги увязают в мокром песке… Снаряжение заметным грузом отягощает плечи. Вот в кустах развороченный нуп… А вот лежат бетонные кольца от ангара… Наверное все таки объект. Примерно пятнадцать минут пешком по песчаной дорожке и мы выходим на огромное, свежеразровненное поле из песка. То тут, то там возвышаются странные холмики…
...а вот так это выглядело на "целой" точке
…Вдалеке виднеется рукотворное озеро. Если тут что-то и было, мы опоздали. Объект ликвидирован и рекультивирован. Поднимаюсь на ближайший холмик что бы снять панораму… Опаньки! А холмик то непростой. Сверху у него был люк. Пока черметчики лет …цать тому назад его не срезали. Луч фонаря высвечивает бетонный колодец вентшахты и увязает в куче песка, метрах в десяти внизу. Четко читаются расходящиеся в стороны своды, чуть выше кучи песка… Это же кабельник! Сразу же разворачивается поисковая активность. Быстро выясняется что вентшахты под большинством куч наглухо завалены, но кое где все таки встречаются зияющие люки вниз. Скинув камень в один из них, слышим звук падения, звонкое "бултых!" в воду и расходящееся эхо… Затоплено. Но цело! Продолжение поверхностного осмотра приносит неутешительный результат. Везде глухие завалы или зияющие колодцы в воду. Позицию от всей души потрошили черметчики перед рекультивацией… ни одной лестницы не сохранилось. Единственное найденное отверстие с подходящими параметрами, оказалось входом в резервуар воды… Тем не менее, кое что было найдено.
***
…Земля под филейной частью наконец поддалась и позволила съехать вниз. За шиворот немедленно посыпались куски глины… Хорошо хоть не бетонных плит! Здесь было сухо и относительно чисто. Коридор уходил вдаль. Вытряхнув глину, я направился вперед. Через сотню метров поворот, а за ним проем гермодвери за которым было сплошное месиво из плит. Здесь была ШПУ номер три. Направо и вниз уходила лестница, в подтопленный ходок огибавший шахту и подходившая к ней с другой стороны. Вода была прозрачной как и конфигурация объекта. Сомнений более не оставалось. Точка полностью идентична той где были несколько часов назад, только рекультивированная. Значит, я нахожусь в кабельнике верхнего уровня. Я поворачиваюсь и иду назад, к завалу…
Развилка засыпанная...
...и развилка целая
…Здесь больше нечего делать. Завал строго на развилке. Налево ШПУ номер два, путь к ней полностью перекрыт землей. Направо, по осыпающейся земле я спускаюсь на лестницу ведущую в центр управления. В ходке стоит вода. Перед гермотамбуром еще один спуск в низ, и судя по остаточной высоте проема гермы, там не меньше метра воды…
…Нижняя половинка гермы кстати на месте, под водой. Обидно, там может многое быть целым… Шанс провалится в КП на нижние уровни довольно весом, к тому же сквозь толщу воды смутно проглядывают какие-то металлические обломки с острыми краями. Я разворачиваюсь и вновь пробираюсь к завалу.
***
...Этот ходок верхнего уровня тоже пустой и сухой. По памяти, он должен привести меня к кислородному заводу, но выводит к глухому пересечению с конструкциями ходка нижнего уровня. С трудом перебираюсь через него цепляясь за направляющие труб и кабелей… Прямо передо мной вход в кислородный завод. Останавливаюсь и прислушиваюсь к ощущениям. Все таки я довольно глубоко уже... а эти залы были запечатаны довольно давно. Состояние воздуха в них вполне может быть под вопросом… Но вроде ничего, и я иду дальше. Странное ощущение двойственности. Я знаю где и что было, и словно заглядываю мысленным взором за завалы... Кое где своды обрушились и земля проникла в залы, кое где вышибло стены...
...Но небольшие вспомогательные помещения почти все уцелели. Главный машинный зал кислородного завода засыпан почти полностью. Свежие комья земли...
После рекультивации...
до рекультивации...
Здесь тишина и стылый воздух, как в могиле. Немного неуютно от осознания факта, что ты один находишься так глубоко в недрах места уже не существующего, фактически без страховки. Пробираясь по коридорам я нахожу бывшую потерну выхода. Лестничные марши уходят под завал... Время. Пора возращатся.
Точка которой нет - исходный вид
Изделие Р-9А (8К75).
Двухступенчатая межконтинентальная БРН для вывода изделий на орбиту земли и поражения целей на територии США.
- Длина ракеты 24,3 м.
- Диаметр ракеты 2,68 м.
- Стартовая масса 80,4 т.
- Максимальная масса полезной нагрузки 2095 кг.
- Масса топлива 71,1 т.
- Система наведения: инерциальная, с радиокоррекцией на участке полета 1-й ступени
- Тип головной части: моноблочная, ядерная.
- Максимальная дальность полета: 12000 км.
- Время подготовки к пуску 8-10 мин (из готовности № 1 на ШПУ "Десна-В")
- Принята на вооружение в середине 60-х годов, снята с эксплуатации в середине 70-х годов.
Шахтный пусковой комплекс "Десна-В".
(Примерная компоновка аналогичной точки. Ходки и помещения показаны приблизительно.)
Точка представляет собой обширные подземные помещения размещенные практически под всей полянкой (о чем недвусмысленно намекают десятки вентшахт торчащих практический по всей ее площади) и включает в себя:
- Три ШПУ (взорванные)
- Кислородный завод
- Дизель-электрическую станцию совместно с центром управления точкой и емкостями хранения сжиженного кислорода
- Радиоцентр совместно с жилыми помещениями смены
- Защищенные антенные ячейки трех видов (всего около десятка)
- Техническую позицию обслуживания изделий (два крупных ангара)
- Техническую позицию обслуживания прочей колесной техники (два ангара поменьше)
- Блок артезианских скважин (частично уничтожены) совместно с резервуарами
- Защищенную трансформаторную подстанцию
Также к точке был придан военный городок.
Начнем с основного, к чему в первую очередь ведут ноги любого посетителя объекта.
ШПУ номер два. Исходные параметры: глубина стакана - 36 метров, диаметр стакана 7.8 м. Общий вид на нее и ее взорванный аппаратный оголовок. Очень часто, в снимках пренебрегают масштабом и весьма приличные по размерам вещи кажутся маленькими. Что бы оценить размерные значения данного объекта, в снимке, на обломках, стоит человек.
Аппаратные оголовки представляют собой крошево из бетона, в котором тем не менее читаются контуры помещений. А местами и уцелели пустые аппаратные шкафы. Суммарно в аппаратном оголовке было два этажа.
Сам стакан ШПУ, как и следовало ожидать, затоплен и скорее всего завален обломками в нижней (подводной) части.
Все сооружения точки соединяются между собой двухуровневой системой ходков. Ходки нижнего уровня как правило подтоплены. Уровни воды по различным частям сооружения неодинаковые. Местами разница в затоплении составляет до полутора метров.
Выход из ходка верхнего уровня (кабельного) в аппаратный оголовок ШПУ.
Сооружение ДЭС. Место где находились резервуары хранения жидкого кислорода. (температура минус 186 гр Цельсия. Ракета стояла в ШПУ с заправленными баками горючего, а окислитель - кислород - заливался при приведении в готовность номер один.) Масштаб: у задней стенки внизу виден проем стандартной гермодвери.
Черметчики частично раскопали подходы к залам ДЭС и проломили стены для вытаскивания металла... пролом ведет в двухэтажное помещение для дизелей, на снимке справа.
Аппаратные залы ДЭС на первом этаже затоплены. В этом были размещены вспомогательное оборудование и системы кондиционирования воздуха. На заднем плане центральная часть где стояли дизель-генераторы. Налево проход в генераторную. Свет приходит из пролома сделанного черметчиками.
Бывшая генераторная ДЭС для зарядки аккумуляторов машинными преобразователями (пара электромотор-генератор). На стене нарисован плакат "типовые неисправности и методы их устранения". Из воды торчат трубы в которых были кабеля ведущие к распределительным устройствам. До дна около метра воды, но к счастью есть толстый лед, по которому и передвигаешься.
Коридоры центра управления точкой. Дверь на заднем плане налево - к жилым помещениям дежурной смены и резервуару с жидким кислородом. Лестница вниз (задний план) - к ДЭС и в пультовую. Направо - фильтровентиляционные. Сам КП в среднем двухэтажный. (В среднем потому как здесь встречаются и высокие помещения на всю высоту сооружения.)
Подходим к лестнице - но лестницу к сожалению уже кто-то срезал. И вероятно пропил.
И снова вид на место для цистерны с жидким кислородом. Вид из помещения для дежурной смены. В отличии от остальной части точки, помещения дежурной смены здесь имели деревянные полы для некоего подобия уюта.
"Официальный вход" в командный центр проходил через самый нижний уровень сооружения, частично затопленный. Герма официального входа, съемка с лестничного пролета. Судя по следам на стенах, уровень воды здесь колеблется в весьма широких пределах.
Зал управления точкой и в частности выполнения циклограммы пуска. На заднем плане остатки пультов.
Одна из немногих уцелевших фильтровентиляционных установок КП.
Кислородный завод, главный коридор. Кислородный завод как и КП условно двухэтажный (т.е. некоторые из залов разделены на два нормальных этажа), но таких помещений здесь все таки меньше. В основном здесь высокие залы. Вид в сторону потерны выхода (она видна вдали)...
...а если повернуться, будет такой вид. Скорее всего, здесь размещались распределительные и управляющие электрошкафы.
В недрах кислородного завода найдена вот такая "люстра в стиле ультрамодерн" (весом под полсотни килограмм ржавого железа) оставшаяся после срезания фильтров...
Помещение охлаждающих бассейнов (три выемки в полу, от переднего и на дальний план) для оборудования кислородного завода. Фактически подземный аналог градирен.
Ходки нижнего уровня со стороны кислородного завода подтоплены только на пересечениях. Этот соединял кислородный завод с ШПУшками. От развилки налево к кислородному заводу, направо к ШПУ номер два.
Трансформаторная подстанция кислородного завода.
Радиоцентр представляет собой одноэтажное сооружение, имеющую свою потерну входа и соединяющуюся ходками с КП. К основным группам антенных ячеек проложены ходки, но они глубже радиоцентра и полностью затоплены. В самом радиоцентре только вереница пустых помещений. Единственное заслуживающее внимание - это комната для обучения личного состава, разрисованная плакатами с характеристиками оборудования.
Выбираемся из стылых и темных сооружений, где всегда звучит капель а под ногами хрустит оплетка кабелей, и прогуляемся по поверхности. Развилка и съезд на кольцевой дороге точки. Налево - выход к КПП, на заднем плане два ангара обслуживания изделий.
Интерьер ангара обслуживания изделий. Слева мастерские и помещения для личного состава технички.
оставленная армией земля густо поросла кустами и молодыми (и не очень) деревцами. Из кустов кокетливо проглядывают замшелые вентшахты. То тут то там лежит металл, который черметчики вырезают и аккуратно складируют кучками под вывоз. На снимке - вентшахты кислородного завода.
Три вентшахты командного центра и ДЭС на переднем плане. Группа в полосатых купальниках... то есть в зеленом мхе на заднем плане среди березок - вентшахты радиоцентра.
ШПУ номер один. Фрагмент воротника стакана шахты (справа на снимке) лег примерно в том же положении где он и должен был быть... только четырьмя метрами ниже.
Край аппаратного оголовка ШПУ номер три украшает уцелевшая вентшахта. Практически каждая вша на точке могла служить аварийным выходом из соответствующего помещения. Все они были оборудованы лестницами или скобами и гермолюками с ручным приводом.
Две антенных ячейки системы радиосвязи со штабом. Защитные плиты сдвинуты. С ячейками полный разнобой. По территории точки их разбросано довольно много. Некоторые из них затоплены почти до верху, другие стоят сухими.
Лишенные оборудования ячейки радиосвязи со штабом, выглядят внутри вот так:
Еще одна защищенная ячейка, глубокая, на этот раз для выдвижной антенны системы радиокоррекции траектории. Железо частично сохранилось.
Ангары технического обслуживания колесного транспорта. Располагались чуть в стороне от точки, неподалеку от трансформаторной подстанции.
Интерьер ангара обслуживания техники. На задней стенке красиво серебрятся трубы вентиляции в защитной обмазке и окраске.
А это уже внутри второй трансформаторной подстанции точки. Экзотическое ящикообразное устройство висящее под потолком, относилось к системе воздушного охлаждения трансформаторов.
Маленькая и незаметная глазу трагедия забытой точки. Глубоко в недрах затопленных коридоров КП, в полуметровом слое льда, вмороженное тельце лягушки окруженное пузырьками воздуха... Несчастное создание ушло в зимнюю спячку что бы никогда больше не проснутся...
Наземный пусковой комплекс "Долина" МБР Р-9А
Примерная компоновка типовой точки.
Машины-транспортеры ракет размещались в отдельных ангарах. В рамках ликвидации точек, ангары "убрали", хотя и несколько странным образом: засыпали бульдозером входы. Справедливости надо отметить что второй ангар позиции ликвидируется классическим образом: уничтожением методом разборки.
Вид с крыши ангара на бывшую подъездную дорогу к пусковому комплексу. Плиты выкорчевали, а песок использовали для заваливания ангара.
Из-за трудоемкости обеспечения задачи поддержания температурно-влажностного режима изделий находящихся в ангарах, крыша их имела уникальную структуру. Словно слоеный пирог: внешняя засыпка (земля), бетон, битум (гидроизол), опять бетон, битум, бетон, битум (всего три таких слоя!), бетон, керамзит, битум, армированный наполнителем бетон, битум, и, наконец, плиты свода.
Внутри ангары были довольно тесными. В них осуществлялись все регламентные работы с изделиями, техническое обслуживание, и частично, приведение в повышенные степени боевой готовности.
Перейдем к стартовым столам. Управление процессом заправки ракет осуществлялось из такой кабины управления.
Технические помещения точки в лучшем случае выглядят вот так (бывшая трансформаторная подстанция). В худшем - они взорваны и сровнены с землей.
Сам пусковой стол взорван и густо зарос деревьями. С трудом читаются остатки круглого газоотводного цилиндра.
От керосинного хранилища (на схеме слева) остались только стены взорванного зала.
Вход в хранилище керосина. Через пять метров там завал и вид на кусочек неба над головой.
Кислородный завод (на схеме справа) пока имеет целые стены, хотя от металлических резервуаров для хранения сжиженного кислорода не осталось ничего, кроме четырех огромных отверстий в своде зала. Вид вниз через одно из таких отверстий. Высота зала около 10 метров. Его интерьер на снимке справа.
В центре кислородного завода расположены двухэтажные аппаратные помещения. Некогда здесь размещалась контрольная и измерительная аппаратура. Слева от аппаратных помещений, машинный зал для агрегатов получения кислорода из воздуха.
Вид с крыши кислородного завода. Почти всю левую сторону снимка занимает взорванный оголовок пускового стола. (Попробуйте его отыскать среди деревьев и листвы :-) )
Площадка перед кислородным заводом почти ничем не напоминает о том что это когда то была стартовая позиция, фактически маленький космодром...
Стартовая позиция состояла из двух одинаковых стартовых точек соединенных вот таким техническим каналом-кабельником.
ШПУ МБР Р-14у
Изделие Р-14у (8К65у)
Одноступенчатая суборбитальная БРН средней дальности для целей расположенных в Европе.
- Длина: 24,4 м.
- Диаметр: 2,4 м.
- Стартовая масса: 86.3 т.
- Масса боевой ГЧ: 1500-2155 кг.
- Тип ГЧ: моноблочная, термоядерная 1 Мт или 2,3 Мт.
- Горючее: НДМГ
- Окислитель: АК-27И
- Дальность полета: 3700 - 4500 км.
- Принятие на вооружение: 1961 год - наземного базирования. В 1964 году на вооружение была принят вариант Р-14У (8К65У) шахтного базирования.
- Снята с вооружения в 1983 году.
По сравнениею с Р-12, ракета Р-14 на высококипящих токсичных компонентах топлива, с возможностью длительного хранения в заправленном состоянии. Что позволяет заправить ракету при переходе на высокие степени боевой готовности а не непосредственно перед пуском. Пусковой комплекс состоит из:
- трех ШПУ (две из них затоплены)
- командного пункта с дизель-электрической станцией и топливными цистернами
- системы артезианских скважин
- комплекса охлаждающих оборудование градирен (от них остался бассейн)
К точке придан военный городок.
Загляни под крышечку!
Имеется пикантная крышечка и желание в нее заглянуть. Состав крышечки:
Бетон армированный - 80%,
Сталь твердых сортов - 18%
Гидроизол битумный - 1,5%.
Примеси прочие, невкусные - 0,5%
А теперь заглянем внутрь...
Бульк!
Не-е-ет, так дело не пойдет!
Еще раз...
(трямс, бамс, хрумьс!)
(хором)
"Крышечка, откройся!"
...
О, вот это уже другое дело!
Итак, заглянем под крышечку!
Сама крышечка изнутри оказалась выпуклой. Обо все металлические конструкции внутри стаканчика, изрядно поточили зубы черметчики. (Причем в последний год, раньше все стояло более-менее целым)
В центре крышечки предусмотрено технологическое отверстие для термоядерного солнышка:
Стенки стаканчика под крышечкой раньше были одеты в металлическую рубашечку газоотводящего стакана (что бы при старте ракеты, эту самую ракету не поджарить пламенем работающих двигателей), от которой мало что осталось. На противоположной стенке, там где видна лесенка, раньше был небольшой подъемник-лифт.
Снизу стаканчик также выглядит весьма неплохо. Качество бетона весьма хорошее, гидроизол не поврежден до сих пор. Иначе этот стаканчик тоже затопило бы.
***
А теперь рассмотрим точку подробнее. Первое что встречает посетителя, сразу и чуть в стороне от полуразрушенного КПП городка - огромное здание офицерского общежития. Перед ним, среди куч выброшенного на улицу хлама, сиротливо замерли детские качели...
...а вот вид из окон на военный городок. Все оставлено в 1998 году.
Двигаемся дальше. Дорога медленно поднимается в гору и минует пару огневых точек, просматривающих все подходы к территории номер один. Следующее что встречается на пути к точке - ангар технического обслуживания изделий.
Внутри почему то заполнен коллекцией старых покрышек.
Еще сто метров - и вот она точка. Все вокруг носит следы недавней работы черметчиков. Вскрытая экскаватором земля, пробитые стены сооружений... Панорама точки, снятая с крышки ШПУ №2. Под холмом прямо - КП точки (холм утыкан вентшахтами), на переднем плане холма - остатки входа в КП. На горизонте, среди деревьев виднеется серо-голубое здание офицерского общежития.
Параллельно посмотрим как выглядели помещения на самой сохранившейся из известных точек Р-14. Это крышка шахты. Рядом с ней возвышаются трубы вентиляции отсеков.
Новый вход в дизельную, проделанный черметчиками с целью извлечения станин дизелей. Хорошо видны стены КП точки, обделанные кирпичами (с целью защиты гидроизола от повреждения при засыпке сооружения).
Чуть в стороне от точки, под очередным дотом, обнаруживается пара резервуаров технической воды. Цистерна разделена на четыре части, в одной из них видна артезианская скважина и подходящие к ней трубы.
Еще дальше виднеется бетонная чаша - остатки бассейна под градирнями. Самих градирен и след простыл.
Возвращаемся и спускаемся под землю, в ШПУ, через ближайшее любезно проделанное черметчиками отверстие. Внутренности аппаратного оголовка ШПУ. За спиной лебедочные, для открытия крышки. Прямо - к отсекам с воздушной системой поддержания теплового и влажностного режима, справа раструб газоотводящего воротника стакана шахты.
Условно целая версия. В оголовке заметно больше металла, есть настилы прикрывающие круговой кабельно-трубный коллектор, остатки аппаратных шкафов, трубы технической вентиляции под потолком.
Вентотсек оголовка ШПУ. Колоритная ржавчина и натеки на венттрубах. Фильтра давно сняты, но основной металл цел. Отсеки оголовка залиты вязким машинным маслом примерно по колено.
Одна из двух лебедок открытия и закрытия крышки ШПУ в естественной среде обитания. Т.е. в лебедочной.
Вход в затопленный стакан шахты. Пол на полметра залит льдом, и поскользнуться и улететь вниз тут довольно просто. Справа от входа, красный блок кнопок вызова лифта.
И еще один взгляд в ШПУ.
Под сводом крышки ШПУ подвешена технологическая платформа с подъемными механизмами, т.к. при регламенте может возникнуть ситуация когда надо слегка приподнять изделие в стакане ШПУ.
Во внутреннем металлическом газоотводящем фартуке шахты (ракета стартует с работающими двигателями, и фартук нужен что бы не сжечь ее пламенем выхлопа на старте) были проложены четыре технических канала. В одном из них был лифт, в трех других, трубно-кабельные коллекторы. Типичный вид в трубно-кабельный канал на снимке.
Технический кабельный канал, соединяющий помещения ШПУ с КП точки. (Вид от ШПУ к КП)
Оно же до дестроя. Видны опоры фальшполов и закладные кабелей. (Вид от КП к ШПУ)
Развилка от КП (он за спиной) подходных потерн к ШПУ № 1 (налево) и № 2 (направо). Передний план - бывшие коммутационные электрошкафы. Справа от шкафов - пожарная магистраль с гидрантом.
Коридоры аппаратных помещений первого этажа КП. Грязно, сыро и ломкий лед во всех лужах...
Дизельная. Около проема видны выхлопные трубы дизелей.
Включаем машину времени. Машина времени правда кондового военного образца, по этому заглянуть можно не очень далеко и не очень хорошо. Итак, перед нами тот же карман дизельной но уже с останками дизеля и генератора на переднем плане. Всего ДЭС состояла из трех однотипных агрегатов, двух рабочих и одного резервного. Ракурс съемки почти такой же как на снимке выше, вид на агрегат номер три.
Агрегат номер два кто-то забрал на дачу целиком, а вот агрегат номер один, классически потрошенный, виден на заднем плане. Слева на снимке виден квадратный маслобак.
Место где когда то была одна из двух цистерн с компонентой ракетного топлива (НДМГ). На стенах полустертые предупреждающе надписи о некоторой смертельности данной жидкости и очевидной необходимости наличия средств индивидуальной защиты.
Когда цистерна была целой, отсек выглядел вот так:
Перед цистерной размещалась насосная и шлюз. Остатки ее помещений видны за круглым люком.
Вид сразу за круглым люком примерно такой: и даже тут все вынесли.
Отсек второй цистерны НДМГ не был до конца дезактивирован, потому гермодвери в него заблокировали. Черметчики проявили удивительную сознательность и оставили запечатанную герму в покое, таким образом не покинув нас в лучший мир. Годы спустя, за них герму вскрыли другие, возможно поплатившись жизнью.
Отсек насосов НДМГ. Из-за подтопленности, металл в целом остался на месте.
Отсек хранения сжатого воздуха. Баллонная. Здесь почти все цело. Последнее освидетельствование баллонов прошло в 1983 году.
И вид на вход в баллонную.
Второй этаж КП разгромлен и сожжен. Здесь нет ничего кроме пустых обгорелых помещений...
...А в альтернативной версии еще можно прочесть остатки ФВУ КП...
...и призывы не терять бдительность, так как эхо по вентиляции ходит далеко! :-)
ШПУ МБР Р-12у
Изделие Р-12у (8К63у)
Одноступенчатая суборбитальная БРН средней дальности.
- Длина: 22,7 м.
- Диаметр: 1,65 м.
- Стартовая масса: 42 т.
- Масса боевой ГЧ: 1300-1630 кг.
- Тип ГЧ: моноблочная, термоядерная 1 Мт.
- Горючее: ТМ-185
- Окислитель: АК-27И
- Дальность полета: 2200 км.
- Принятие на вооружение: 1958 год - наземного базирования. В 1964 году на вооружение была принят вариант Р-12У (8К65У) шахтного базирования.
- Снята с вооружения в 1987 году.
Пусковой комплекс Р-12, практически идентичен пусковому комплексу изделий Р-14, но в отличии от него, здесь не три а четыре ШПУ. Также, более примитивная конструкция ракет по сравнению с Р-14, накладывала ограничения на технологию заправки. Здесь она проводится непосредственно перед стартом. Полный состав точки:
- четыре ШПУ
- командный пункт с дизель-электрической станцией и топливными цистернами для заправки ракет
- система артезианских скважин
Как и всегда, в случае таких крупных комплексов старого поколения требующих сложного обслуживания, к точке придан военный городок.
Точка сохранилась весьма хорошо, из-за специфики положения и высокого уровня затопления. Под водой оказались как первый этаж КП, так и все 4 ШПУ.
Панорама заснеженной точки. Обратите внимание, кое-где из под снега проглядывает целым почти весь внешний металл.
Сдвижная крышка одной из ШПУ.
Еще один ракурс. Хорошо видны трубы вентиляции оголовка ШПУ и территория перекопанная в поисках кабелей.
Внимание! Впервые в нашей программе! Последний АБСОЛЮТНО ЦЕЛЫЙ газоотводящий фартук! Черметчики давятся слюной и от избытка чувств роняют горелку автогена.
Отсек лифтового подъемника в ШПУ. (Его открытая крышка видна на снимке сверху.) Сам лифт, навсегда остановился примерно 20 метрами глубже.
Пройдемте в КП! Впрочем, почти все помещений близко ко входу, полностью очищены от легко выносимого металла.
Нижние этажи здесь затоплены, лестница уходит под воду.
Верхний этаж, отсек вентустановок и ФВУ, напротив дизельной. Панорамы обеих помещений.
Сама дизельная затоплена. Виден агрегат номер один. Странно, но здесь тоже агрегат номер два кто-то уволок. Возможно, их снимали централизованно, при консервации?
Трансформаторная подстанция, вид сверху. Патентованная электробезопасность и защита от коррозии!