ТАЙНЫ УРАЛЬСКОГО ДРАКОНА

Диалог с суперсекретным Главным конструктором Николаем Семихатовым

Еще один суперсекретный Главный конструктор "выходит из небытия"! К счастью, он неплохо себя чувствует (а возраст-то преклонный!), и поговорить с ним по душам есть возможность - он теперь кое-что может рассказать... А раньше упоминать его фамилию было нельзя: даже в справочнике Академии наук указывалось, что он живет в Москве, хотя на самом деле он уехал из столицы много лет назад и давно уже считал себя уральцем.

Он получал высокие награды. Звезду Героя, Ленинскую и Государственные премии, аккуратно вешал медали на парадный пиджак, но так, насколько помнит, ни разу и не выходил с ними. Так, думал, и не пригодятся, но ошибался: теперь звания и награды пришлись впору - за коммунальные услуги и квартиру платит вдвое меньше, чем другие...

Но нынешние невзгоды кажутся пустячными, потому что позади жизнь бурная, жесткая и прекрасная и есть в ней много такого, чем гордиться можно не только самому, но и внукам еще достанется... О том и наш разговор с Николаем Александровичем СЕМИХАТОВЫМ - выдающимся ученым и конструктором, который на протяжении десятилетий был во главе НПО "Автоматика".

- Вы один из немногих, кто стоял у истоков ракетостроения...

- Я и Борис Евсеевич Черток. Вдвоем остались.

- Он успел написать книгу воспоминаний, а о вас ничего не известно. Вот и хотелось бы узнать хотя бы в общих чертах, чем вы занимались и как оказались на Урале.

- Я воевал с 42-го года и до конца войны. После демобилизации из армии в конце лета 1946 года я поступил работать в 885-й институт и попал в подразделение Николая Алексеевича Пилюгина. Он занимался системами управления сухопутных ракет вместе с Сергеем Павловичем Королевым. Тогда мы еще собирали ФАУ-2... Производство было немецкое, а сборка наша...

- Как вы оценили бы те полвека, которые прошли с первых пусков?

- Это целая эпоха! Ракетостроение заставило целые смежные направления науки и техники измениться коренным образом, потому что нужно было решать сложнейшие и принципиально новые проблемы. Сергей Павлович Королев не только первым занялся ракетной техникой, первым начал осваивать космическое пространство, но и открыл совершенно новое направление в науке и технике, которое очень многое изменило в развитии цивилизации... Но затем все изменилось... Я хочу сказать о таких вещах, которые мало кому нравятся, но, на мой взгляд, они отражают реальность, а потому мы обязаны их знать. Ракетная техника, как известно, разделилась. И это произошло в начале 50-х годов. Она разделилась на "сухопутную", "космическую" и "морскую". Считаю, что мне повезло - я начал заниматься "морской", так как она на порядок сложнее и интереснее всех остальных.

- И что наиболее сложное на флоте?

- Межконтинентальные баллистические ракеты, которые ставились на подводные лодки. С точки зрения насыщенности аппаратурой лодка мало чем уступает авианосцу - там нет самолетов, но есть торпеды, есть ракеты ближнего боя, ракеты самозащиты и, наконец, баллистические. Так что две единицы флота - авианосный корабль и подводный крейсер - насыщены техническими системами очень сильно. Это целый мир... Ну а что сложное, то для конструктора и ученого и самое интересное. Сделать "сухопутную" ракету в три раза проще, чем "морскую"...

- Почему? И та, и другая должны хорошо лететь, точно попадать в цель...

- Это слишком поверхностный взгляд на всю эту проблему... Я попробую сформулировать то, что отличает систему управления "морской" ракеты и ее саму от "сухопутной"... Последняя - самая простая ракета, которая может быть! У нее автономная система управления, стоит она на земле, которая не шевелится. Заранее известно, где именно она находится, и есть координаты цели. Все это позволяет посчитать "полетное задание", записать на специальные блоки запоминающих устройств... Ракета устанавливалась в шахту и подключалась к наземной системе управления. Ракета ушла, и никакой связи с землей, с центром управления она не имеет. Как она пошла, так и пошла - тут уж ничего не сделаешь!.. У "морской" ракеты, честно говоря, абсолютно все делается по-другому! Во-первых, неизвестно, из какой точки вы будете стрелять - в лучшем случае мы знаем о ней с точностью плюс-минус десять километров, а попасть нужно с более высокой точностью. Это огромная задача... Второе: подводная лодка - это не стационарная пусковая установка. Лодка плывет, шахта в ней стоит поперек - значит, при выходе ракеты появляется "боковая составляющая", идет работа на излом: хвост ракеты еще в шахте, а тело уже испытывает воздействие потока воды. Теперь надо запустить двигатель. На суше проблемы нет: давление вокруг - одна атмосфера. У "морской" ракеты двигатель запускается под водой, а вокруг избыточное давление...

- Думаю, вы достаточно убедительно показали, что вам было тяжелее, чем "сухопутчикам"!

- ...Хотя и стреляем из-под воды, но волнение океана ощущается на лодке - она качается в двух направлениях: с борта на борт и с носа на корму. От качки в двух плоскостях лодка совершает "орбитальное" движение - это очень сложная механика. Надо суметь перед стартом выставить горизонт без системы координат вы не сможете управлять ракетой в полете... Любопытный факт из истории. "Сухопутчики" убеждали нас, что решить эту проблему невозможно, а мы уже лет двадцать как ее решили!

"Литературная газета".

(Продолжение следует.)