Русский вопрос: «Кто виноват?»
На флоте стало аксиомой: кто хочет
работать – ищет средства, кто не хочет – ищет причины. В данном случае
подводникам искать причины не надо. Они бы и рады выполнить первый
испытательный пуск новой ракеты, но обещанного, как говорится, три года
ждать. Вроде бы осталось недолго. «Булава» будет принята на вооружение
Россией не позднее 2006 года, говорили журналистам в военном ведомстве
еще недавно. Сообщалось, что «в 2005 году на вооружение Военно-морского
флота планируется принять две новые ракетные атомные подводные лодки -
«Дмитрий Донской» и «Юрий Долгорукий», которые относятся к проектам
«»Акула» и «Борей», поэтому новые морские ракеты «Булава» также обязаны
быть приняты на вооружение флота».
Но вся проблема в том, что новая ракета,
которая должна была научиться летать еще в этом году, существует пока
только в виртуальной реальности, в связи с чем, естественно, возникает
вопрос: почему?
29 октября на пресс-конференции директор
и генеральный конструктор Московского института теплотехники Юрий
Соломонов изложил свою версию. Он заявил о неспособности выполнить
государственный оборонный заказ на 2005 год по серийному изготовлению
стратегических ракет «Тополь-М» и проведение ОКР по комплексу «Булава»,
если в ближайшие 2-3 месяца не будут приняты экстренные меры.
Если верить Юрию Соломонову, при условии
финансирования в требуемом объеме, значительная доля летных испытаний
«Булавы» пройдет в 2005 году.
Но с такой оценкой ситуации не согласен
начальник вооружения Вооруженных Сил - заместитель министра обороны РФ
генерал армии Алексей Московский: «Что касается Московского института
теплотехники, то финансирование проводимых им работ осуществляется в
соответствии с утвержденным гособоронзаказом, ритмично и на
приоритетной основе. Я думаю, что это отрицать или подвергать сомнению
никто не может».
Выходит, опытно-конструкторские работы по
«Булаве» тормозятся все-таки не из-за недофинансирования. Кстати,
предположение о том, что начало летных испытаний «Булавы» придется
переносить на более поздний срок, «Красная звезда» сделала задолго до
тревожных заявлений Юрия Соломонова. В то время Московский институт
теплотехники, наоборот, уверял общественность, что ОКР идут по плану.
Но, как видно теперь из его же заявлений, это далеко не так.
Дело в конечном счете даже не в том, в
полном объеме и ритмично или все же нет финансируют работы по «Булаве».
Речь идет о том, не была ли допущена ошибка, когда решили поменять
реально существовавший «Барк» на бумажную «Булаву». И все потому, что
сочли целесообразным идти путем американцев, обогнавших нас в
строительстве твердотопливных ракет. Хотя трагедии в этом не было. Ведь
мы опережаем американцев в строительстве жидкотопливных. У каждого свой
исторический путь, хотя все ракетостроители в мире «вышли из немецкой
шинели». Просто в Советском Союзе оказалась часть немецкого архива,
касающаяся жидкотопливных ракет, а в США – твердотопливных. Развивая
эти направления, мы создали новые, уникальные системы.
Но после того, как под надуманным
предлогом «догнать и обогнать Америку» был сделан крутой поворот в
развитии ракетной техники морского базирования, флотскому начальству,
как предполагают специалисты, уже ничего не оставалось, как идти на
уступки разработчикам «Булавы» и корректировать тактико-техническое
задание. Несмотря на все усилия одних и уступки других, итог пока
неудовлетворительный.
Мы – в четверке лидеров
В целом для страны ослабление морских
стратегических ядерных сил просто недопустимо. Напомним: мы по-прежнему
входим в четверку стран, которые активно развивают свои стратегические
ядерные силы морского базирования.
Франция.
Проводит плановую замену подводных лодок (общее количество лодок 4 – 5
единиц) и одновременно создает морские ракеты с расширенными боевыми
возможностями (увеличение стартовой массы, достижение
межконтинентальной дальности стрельбы, модернизация боеголовок с
доведением их количества на ракете до 6 единиц). В итоге к 2010 году
предполагается иметь четыре новые подводные лодки и три боекомплекта
ракет для них. Почему три, а не четыре? В боевом составе находятся три
лодки, а одна – в заводском ремонте длительностью 2,5 года (цикл
ремонтов всех лодок – 10 лет).
Великобритания. Аналогичная картина, но собственные ракеты не создает. Закупает американские «Трайдент-Д5».
США.
Развертывание подводных лодок типа «Огайо» завершено в 2000 году.
Предполагаемые сокращения количества боезарядов проводятся путем
переоборудования четырех лодок в лодки другого назначения, разгрузки
боезарядов с ракет «Трайдент-Д5» и «Минитмен-3», а также переходом к
зачету оперативно-развернутых боезарядов. Срок службы подводных лодок
типа «Огайо» продлен до 44 лет. Есть программа продления жизненного
цикла ракет «Трайдент-Д5» до 42 лет. Первая из подводных лодок с
ракетами «Трайдент-Д5» будет выведена из боевого состава в 2029 году. К
этому времени предполагается разработать новую ракету «Трайдент-Е6» и
новую подводную лодку.
Нельзя обойти вниманием тот факт, что
предполагается снять с вооружения МБР «МХ» и продлить срок эксплуатации
МБР «Минитмен-3» до 2020 году путем выполнения многочисленных программ
поддержки (замена бортовой системы управления, твердотопливных
двигателей ракеты, устаревших компонентов системы разведения и других
узлов). Видимо, аналогичные программы поддержки будут реализованы и для
БРПЛ «Трайдент-Д5». Вопрос о МБР типа «Минитмен» следующего поколения
изучается. Ожидаемый срок принятия на вооружение – 2018 год. Поскольку
уверенных (бюджетных) сведений о разработке новой МБР США пока нет,
можно предположить, что вариант отказа от наземной составляющей в 2020
году не исключается. В документах Пентагона постоянно подчеркивается,
что разработка единой ракеты наземного и морского базирования не
планируется.
Россия.
Согласно сведениям из открытой печати, развитие наших наземных
стратегических сил основывается на твердотопливных МБР «Тополь-М»,
развертывание которых с моноблочным оснащением в стационарных шахтах
началось в 1999 году. При этом серьезное внимание уделяется продлению
сроков службы существующих жидкостных ракет РС-20 и РС-18. Сухохранимые
ракеты типа РС-18 закуплены на Украине. Сообщается о сроке службы
жидкостных МБР до 2015 – 2020 гг. Развертывание наших подводных лодок
проектов «Дельфин» и «Акула» (по натовской классификации «Тайфун») было
завершено в 1990 году.
Морские стратегические силы развиваются в
двух направлениях. Первое – опытно-конструкторские работы «Синева» для
обеспечения более длительных сроков службы подводных лодок проекта
«Дельфин» с жидкостными ракетами РСМ-54. ОКР «Синева» завершена в 2004
году, и уже началось серийное изготовление новых ракет. Причем их
выпуску почему-то не мешают никакие проблемы, перечисленные Юрием
Соломоновым, – «отсутствие угольной ткани», «потеря 200-х технологий»,
«нехватка органоволокон» и прочее. Второе направление – ОКР «Булава-30»
– новая твердотопливная ракета для новой подводной лодки четвертого
поколения проекта «Борей».
Особенности национального ракетостроения
Как видно из этого краткого сравнения,
нет различия в главных направлениях развития стратегических сил у нас и
за рубежом. Но существенные отличия имеются.
Во-первых, при сопоставимых сроках
эксплуатации существующих наземных стационарных систем (40-45 лет)
значительно различаются сроки эксплуатации группировок подводных лодок:
«Огайо» – 44 года, «Дельфин» – 28 лет, «Тайфун» – менее 20 лет.
Во-вторых, размерность ракет. У нас
ориентация на малогабаритные, следовательно, маломощные ракеты.
Например, у «Булавы-30» стартовая масса около 35 тонн. В США,
Великобритании и Франции стартовая масса морских ракет – около 60 тонн.
Это означает, что при одинаковом топливе и техническом уровне боевые
возможности ракет будут отличаться примерно в два раза, в частности по
количеству боезарядов сопоставимой мощности и массе средств
противодействия противоракетной обороне.
Однако главное не только в боевых
возможностях. Малогабаритные ракеты ведут к неотвратимому росту затрат
на содержание стратегических ядерных сил. Чтобы иметь в морских силах
800 оперативно развернутых боезарядов, надо построить и ввести в строй
лодки, способные нести 1.000 боезарядов. При этом, как предполагается,
до 20 процентов подводных лодок будут находиться в ремонте. Если на
лодке будет размещено 16 ракет, то потребуется построить 8 подводных
лодок, их ракеты будут нести 8 боезарядов и средства противодействия
ПРО, как «Трайдент-Д5», или 16 лодок, если ракеты будут малогабаритными
и маломощными с 4 боезарядами и со средствами противодействия
противоракетной обороне. Это означает, что затраты на развертывание и
содержание морских СЯС будут увеличены примерно тоже в 2 раза.
И последнее. Малогабаритность МБР до мая
2002 года была допустимой, поскольку стратегические ракеты наземного
базирования по Договору СНВ-2 должны были оснащаться только моноблочной
головной частью. В современных условиях после подписания и ратификации
Договора о стратегических наступательных потенциалах (СНП), отменившего
Договор СНВ-2, и, что весьма важно, после одностороннего выхода США из
Договоров по противоракетной обороне (ПРО) к вопросу о малогабаритности
МБР можно вернуться, исходя уже из экономических соображений.
Комментарий
кандидата технических наук, лауреата Государственной премии СССР,
действительного члена Академии космонавтики им. К.Э. Циолковского Павла
Бузаева:
- Во-первых,
возможности «Синевы» еще не используются. Нужно просто разрешить
изготовлять ее в том виде, в каком первоначально создавалась РСМ-54 с
многоблочным оснащением.
Во-вторых, целесообразно реализовать идею
второго заводского ремонта пяти подводных лодок проекта «Дельфин», срок
эксплуатации которых будет доведен до 34 - 36 лет. При этом даже не
потребуется дополнительного изготовления ракет РСМ-54 «Синева».
В-третьих, необходимо осознать, что
серийное производство РСМ-54 обеспечивает возможность применения
составляющих этой ракеты – двигателей всех ступеней, боевых блоков,
бортовой системы управления, арматуры, корпусных технологий – в других
разработках. А это дает дополнительные возможности для создания новых
МБР и БРПЛ, способных нести увеличенное количество боезарядов, а также
больше средств противодействия противоракетной обороне. В этом случае
ракеты будут унифицированными по главным составляющим, что определит
сокращенные затраты на разработку, их повышенную надежность и
уверенность в сроках создания.
Следует непредвзято просчитать
альтернативные варианты. Например, реализация вариантов дальнейшего
развития ракетостроения на основе БРПЛ РСМ-54 «Синева» позволит в итоге
при минимальных затратах получить 40-процентное повышение эффективности
(количество развернутых боезарядов в стратегических силах) при
одинаковых затратах либо 30-процентное снижение затрат при одинаковой
эффективности. И не только это. В жидкостных ракетах возможности
улучшения эксплуатационных свойств не исчерпаны.
При работах над МБР и БРПЛ третьего
поколения уже были созданы и испытаны системы, позволяющие придать
жидкостной ракете все эксплуатационные свойства твердотопливной. То
есть вполне реален переход на старт жидкостной ракеты из незатопленной,
«сухой» ракетной шахты. В итоге жидкостная ракета практически
сравняется с твердотопливной по эксплуатационным свойствам, столь
значимым для подводной лодки.
Вместо послесловия
Есть у нас оружие, не уступающее, а в
чем-то и превосходящее западные образцы. И будет создаваться новое, еще
более мощное. Соответствующие предложения рассматриваются сейчас в
Правительстве РФ. Называют как минимум три новых проекта. Так что у
Президента РФ Владимира Путина были все основания объявить о том, что у
нас ведутся разработки ракет, которых «в ближайшие годы не будет у
других ядерных государств».
На снимке: «Синева» и «Дельфин» - наш ядерный гарант.