"Альбатрос", как с гордостью сообщили его создатели,
укомплектован оборудованием, произведенным в Германии, Голландии,
Италии, Франции, Норвегии, Финляндии, Великобритании, США, Австралии. В
комплект этой запредельной роскоши входит, например, мебель повышенной
комфортности, отделанная шпоном красного дерева,- завидуй, Абрамович!
Имеются салон, кабинет, спальня...
Наивный спросит: а спальня-то
зачем? Для дальних увеселительных круизов VIP-катер вроде бы не
предназначен. А затем, видимо, что на флоте существует святое понятие
"адмиральский час" - время расслабленной послеобеденной дремы. Вдруг
захочется малость соснуть, принимая парады?
Представлен широкой
публике "Альбатрос" будет на открывающемся сегодня 3-м
Санкт-Петербургском международном военно-морском салоне. А тем временем
на "Северной верфи" строится еще один катер, аналогичный "Альбатросу",
планируется закладка третьего, а там, глядишь, и четвертого, шестого...
Так что скоро у нас может появиться целая VIP-флотилия.
Сколько
стоит одна такая игрушка, на предприятии назвать отказались, сославшись
на коммерческую тайну. Но нам удалось узнать цену - порядка 3 миллионов
долларов. Эти деньги, к примеру, очень пригодились бы для доводки
морского баллистического ракетного комплекса "Булава", с которым
мучаются уже много лет. Ну не летит ракета - хоть плачь. Последние три
пуска были неудачными.
Тем не менее главком ВМФ адмирал Владимир
Масорин полон оптимизма. По его словам, самый печально знаменитый
флотский долгострой - атомная стратегическая подводная лодка "Юрий
Долгорукий", заложенная еще в 1996-м и спроектированная специально под
"Булаву" - будет вооружен этой ракетой уже в следующем году. Тумана
добавил начальник управления заказов и поставок кораблей, морского
вооружения и военной техники Минобороны РФ вице-адмирал Анатолий
Шлемов, сказавший, что хотя лодка будет принята на вооружение в 2008
году, но в боевой состав флота она войдет только после проведения всех
испытаний ракетного комплекса. То есть неизвестно когда. Возможно, мы
получим в 2008-м новый ракетоносец без его главного оружия.
Вот
что сказал нам по этому поводу бывший командующий Черноморским флотом
известный подводник-атомник Герой России адмирал Эдуард Балтин:
-
Прежде чем принимать новую ракету на вооружение, она должна совершить
десять успешных пусков из десяти. Невозможно поверить, что за год с
"Булавой" это произойдет. И еще. Американцы, как они сами говорят, на
создание морской твердотопливной ракеты потратились больше, чем на
полет на Луну. Это невероятно сложная техническая задача. Я не уверен,
что Московский институт теплотехники - разработчик этой ракеты - с ней
справится.
Не только Балтин - многие специалисты-ракетчики не
верят, что "Булава" в установленный срок будет доведена до ума. Что
происходит с ее испытаниями? С этим вопросом я обратился к руководителю
Федерального агентства по промышленности Борису Алешину. Его ответ был
лаконичен:
- Сейчас делается все для того, чтобы устранить недостатки ракеты. Больше никаких комментариев.
А
вот еще повод для сомнений. Последние годы убеждают: если какой-либо
проект корабля в России принят к реализации, это еще не означает, что
флот его хоть когда-нибудь получит. Так произошло, например, со
строительством сторожевого корабля "Новик", заложенного на
калининградском заводе "Янтарь" в 1997 году и пышно названного
"кораблем XXI века". Проект на полпути прихлопнули, признав ошибкой.
Правда, перед этим затратили на него около 2,5 млрд. рублей.
Но
во все новых и новых грандиозных идеях недостатка нет. Недавно главком
ВМФ адмирал Масорин, заявил, что в России к 2015 году планируется
построить атомный авианосец водоизмещением 50 тыс. тонн и с 30
самолетами и вертолетами на борту. По мнению уже упоминавшегося
адмирала Балтина, это чистейшей воды утопия. И так считают очень и
очень многие специалисты. Ведь чтобы построить авианосец к указанному
сроку, его надо вот-вот закладывать на верфи. По крайней мере в
ближайшие годы наш военный бюджет такие гигантские расходы не потянет.
В
общем, утешаться остается хотя бы тем, что ВМФ РФ все же потихоньку
пополняется. Адмиральскими катерами из красного дерева. К тому же со
спальнями. А в них какие только сны не приснятся...
-
Флот строит не главком, а государство. В принципе авианосцы иметь было
бы неплохо. Но на государственном уровне, насколько мне известно, таких
задач не ставится. А насчет "Альбатроса"... У меня в свое время был
стандартный катер давней советской постройки. Никаких неудобств я на
нем не испытывал.
На
днях в Москву из Каспийска доставлен уникальный экраноплан "Орленок".
Построенный в советские годы, он далеко опередил любые зарубежные
аналоги. Теперь "Орленок" будет переоборудован в музей. Вряд ли это
событие вызовет радость у военных моряков. Экранопланы типа "Орленок"
создавались для переброски морских десантов. Всего было построено пять
таких со взлетной массой 120 тонн. Самолетокорабль так и не был принят
на вооружение. Уникальный проект закрыли за неимением финансовых
средств.