Строгость оборонных дел

страница < 1 2 3 > из 3

Герберт Александрович! 5 апреля этого года исполнилось 50 лет как Вы работаете в оборонно-промышленном комплексе (ОПК) страны, в том числе более 20 лет - руководителем известной во всем мире организации - НПО машиностроения. Ваш опыт работы впитал особенности руководства и советского периода, и российского, связанного с рыночными отношениями. Что на Ваш взгляд принципиально изменилось в сфере управления ОПК, и что хотелось бы изменить на современном этапе?

Мне довелось поработать Генеральным директором - Генеральным конструктором НПО машиностроения в советский период 7 лет, и вот уже 15 лет - в российский период.

По сравнению с плановым советским периодом, безмятежным для предприятий ОПК в части финансового и материального обеспечения работ Гособоронзаказа, период с 1992 года характерен тем, что при избыточности ОПК и недостатке финансовых средств необходимо заботиться не только о тематике, но и об обеспечении уже проделанной работы.

Разве была раньше задача обеспечить без задержек выплату зарплаты, уплаты налогов? Все это сейчас - главное в сохранении коллектива и кооперации. Как бы на второй план отошли творческие возможности коллектива, их способность найти эффективное, долговременное решение. Но мы - единомышленники, сохранив веру в необходимость оборонной работы, упорно решаем стоящие тематические задачи.

Когда-то, в середине 90-х годов, будущий Министр обороны США У. Перри во время встречи в НПО машиностроения (он занимался одно время конверсией) сказал нам: «Мы в США всегда особо выделяем КБ Челомея за его способность находить решение задач оригинально, нетривиально и эффективно». Это относилось к советскому периоду, но из сохранения таких традиций и в российский период мы в НПО машиностроения и исходим.

В настоящее время формируется Государственная программа вооружения (ГПВ) 2015, что Вы ожидаете от нее, и что, по Вашему мнению, необходимо учитывать при ее формировании?

В двух предыдущих ГПВ не удалось реализовать полноценную увязку задач, стоящих перед вооруженными силами, и потребной номенклатуры вооружений с реалистичными оценками возможного финансирования мероприятий государственной программы вооружения. Поэтому, на наш взгляд, при разработке ГПВ-2015 должны быть реализованы следующие основные принципы: во-первых, ГПВ-2015 должна быть жестко увязана по содержанию работ, их приоритетам, объектам и срокам с реальными возможностями государства по гарантированному и своевременному финансированию этих работ. Мы надеемся, что предприятия больше не будут терять по 40% средств в течение пяти лет работы из-за несоответствия учитываемых в ценах показателей зачетной и реальной инфляции.

Во-вторых, по нашему мнению, при определении приоритетов в создании систем вооружения необходимо учитывать новые нетрадиционные решения (в том числе предлагаемые НПО машиностроения).

В-третьих, наиболее эффективное использование ресурсов при разработке новых типов вооружения и военной техники может быть реализовано путем создания и опоры на вертикально интегрированные корпоративные структуры. Таким образом, система кооперационных связей сокращенного количества предприятий отрасли будет воссоздана на новом, более высоком организационно-техническом уровне.

В-четвертых, в ГПВ-2015 необходима интеграция работ по Гособоронзаказу с работами по военно-техническому сотрудничеству.

И, наконец, складывающаяся на программный период и дальнейшую перспективу геополитическая обстановка и реальные экономические возможности страны диктуют необходимость поддержания стратегических ядерных сил (СЯС), исходя из принципиально важной потребности сохранения к 2012 году и на дальнейшую перспективу количества боезарядов на уровне не ниже 2000-2200 единиц, определенном Договором о сокращении стратегических наступательных потенциалов. Над этим и идет работа.

страница < 1 2 3 > из 3

Опубликовано в газете "Трибуна ВПК", №21 (820) 02.06.2006.

SpyLOG