В своем новом исследовании «Вопросы
обеспечения стратегической стабильности в прошлом и настоящем
(теоретические и прикладные вопросы)» депутат Государственной Думы
академик РАН и академик Российской академии ракетно-артиллерийских наук
Андрей Кокошин обосновал необходимость внесения значительных изменений
в структуру и состав Стратегических ядерных сил России. Известный
ученый и общественный деятель предлагает целый набор мер по повышению
боевой устойчивости - неуязвимости всех трех компонентов Стратегических
ядерных сил (СЯС) - наземного, воздушного и морского базирования.
Он подчеркивает, что эти меры будут
весомым вкладом в обеспечение глобальной стратегической стабильности.
Его мнение имеет особую ценность в связи с тем, что депутат в 1990-е
годы занимал посты первого заместителя министра обороны и секретаря
Совета Безопасности РФ и известен как основной автор ряда
государственных решений по развитию ядерного оружейного комплекса,
ядерных сил и средств (среди них - МБР «Тополь-М», модернизированная
баллистическая ракета для морской составляющей СЯС «Синева»,
оперативно-тактический комплекс «Искандер», информационные комплексы
для Вооруженных Сил).
Анализируя развитие наземного компонента
Стратегических ядерных сил, А. Кокошин наряду с наращиванием
группировки МБР «Тополь-М» рекомендует обратить внимание на возврат к
идее принятия на вооружение определенного количества малогабаритных
пусковых установок легких межконтинентальных баллистических ракет,
которые могли бы осуществлять боевое патрулирование, в том числе и на
неотчуждаемых территориях.
В исследовании ставится вопрос о
необходимости иметь в составе перспективной группировки Стратегических
ядерных сил России некоторое количество перспективных тяжелых МБР,
созданных на основе как уже имеющихся, так и перспективных технологий.
Эти ракеты были бы способны нести большое количество боезарядов и
обладали значительной способностью по преодолению эшелонов ПРО на
конечном участке. Кокошин обосновывает это в том числе повышенной
стойкостью ракет шахтного базирования к электромагнитному импульсу
(ЭМИ), в том числе к супер-ЭМИ, и тем, что стоимость одного
доставляемого до цели боевого блока для таких ракет значительно меньше,
чем у ПГРК. При этом, считает он, должны быть продлены сроки пребывания
в боевом составе РВСН тяжелых МБР РС-20 «Воевода».
Высказывается также рекомендация
рассмотреть вопрос о включении в состав группировки Стратегических
ядерных сил России баллистических ракет воздушного запуска (БРВЗ),
которые могли бы размещаться на военно-транспортных самолетах, усилив
военно-воздушную составляющую российских СЯС.
Применительно к задаче обеспечения
выживаемости морского компонента СЯС А. Кокошин выступает за создание
стратегических комплексов из подводных лодок-«стратегов» с
баллистическими ракетами и многоцелевых атомных подводных лодок,
которые прежде всего обеспечивали бы безопасность российских подводных
ракетоносцев.
При определении принципов подхода к
следующему этапу ограничения и сокращения ядерных вооружений в
российско-американских отношениях, указывает академик Кокошин, в полном
масштабе должен быть учтен фактор противоракетной обороны, дисбалансы в
силах и средствах общего назначения, тенденции в развитии высокоточных
средств поражения в неядерном снаряжении, которые могут угрожать
объектам Стратегических ядерных сил, и ряд других факторов.
По мнению ученого, России сейчас нельзя
продолжать идти в русле того, что делалось по предыдущим соглашениям по
ограничению и сокращению СНВ, когда общие потолки по боезарядам и
носителям были намного выше. Новые договоренности о более низких
потолках во многом должны строиться «по иной парадигме», в том числе с
учетом фактора «третьих стран» – обладательниц ядерного оружия.
Кокошин обращает внимание на возможности
обеспечения более высокого уровня скрытности, неуязвимости различных
компонентов СЯС. Это предполагает отсутствие каких-либо ограничивающих
нас соглашений в отношении мер маскировки, габаритов ракетных
комплексов, позиционных районов, мер контроля на местах и т.п., которые
присутствуют в широких масштабах в предыдущих двусторонних соглашениях
с США. Он пишет о том, что другие официальные (КНР, Франция,
Великобритания, Индия, Пакистан) и полуофициальные (Израиль) ядерные
державы никаких международно-правовых ограничений по структуре своих
СЯС, их численности, тактико-техническим характеристикам, скрытности
практически не имеют.
При оценке соотношения сил и средств
общего назначения Кокошин обращает внимание на новейшие тенденции в
развитии военного дела – на «диспергирование» (деконцентрация,
рассредоточение. – Ред.) боевых порядков, ведение многоочаговых боевых
действий, повышение роли мобильности, а также на то, что фактор
мобильности становится более важным, чем традиционный принцип
концентрации сил и средств на главном направлении.
При оценке дисбалансов в силах и
средствах общего назначения эксперт рекомендует обращать внимание на
новые параметры военной мощи в этой сфере, особенно на информационную
составляющую, на значение сил и средств радиоэлектронной борьбы, на
новые формы и способы ведения боевых действий в современных условиях и
изменившийся характер войн в целом.
Становится очевидным, что только с учетом
всех этих факторов могут достигаться по-настоящему взаимовыгодные и
равноправные договоренности между Россией и США по ограничению и
сокращению стратегических вооружений, обеспечивающие высокую степень
устойчивости военно-стратегического равновесия, делает вывод академик
А. Кокошин.
|